
Падающий спрос на электромобили демонстрирует недостаток планирования и спешку, с которой западные страны изначально подошли к электрификации транспорта, заявил Главный исполнительный директор НК «Роснефть» Игорь Сечин в своем докладе на Энергетической панели, состоявшейся в рамках XXVII Петербургского международного экономического форума.
«Очевидно, что, вопреки оптимистичным прогнозам, электромобили не являются панацеей от всех экологических проблем. Спрос на электромобили замедляется во всем мире, несмотря на беспрецедентные усилия по поддержке этой отрасли со стороны государств», - сказал Сечин.
Он отметил, что на данный момент происходит пересмотр политики субсидирования электромобилей. «После того как несколько лет назад удалось привлечь покупателей высокими субсидиями, сейчас правительства западных стран планируют ввести налоги на электромобили для затыкания образовавшихся дыр в бюджете», - заявил Сечин.
По оценке МЭА, на которую сослался главный исполнительный директор «Роснефти», к 2035 году переход на электромобили может привести к недополучению 110 миллиардов долларов налогов на моторное топливо, которые направляются на поддержание дорожного хозяйства и улучшение транспортной инфраструктуры Сечин напомнил, что для компенсации выпадающих доходов бюджета целый ряд стран, включая Великобританию, Новую Зеландию, Израиль и большинство североамериканских штатов, уже приступили к введению налогов на электромобили и гибридные автомобили, а Германия недавно объявила о прекращении льгот и ускоренной отмене субсидий.
«По мере сокращения субсидий, становится понятно, что даже в богатых западных странах покупатель не готов переплачивать за электромобиль. Помимо высокой цены, существует целый ряд вопросов, без решения которых невозможно повсеместное внедрение электромобилей. Это недостаточный запас хода, неразвитость зарядной инфраструктуры, необходимость утилизации аккумуляторных батарей, нехватка критически важных металлов и влияние их добычи на окружающую среду, проблемы с безопасностью на дороге и многое другое», - заявил Сечин.
Помимо сбоев в работе зарядных станций, которое, как отметил Сечин, только в США выросло на 50% за два года, остро стоит и вопрос безопасности - согласно последним исследованиям, гибриды и электромобили в 2-3 раза чаще совершают наезд на пешеходов, чем автомобили с двигателем внутреннего сгорания.
Полная электрификация транспорта в ряде мегаполисов мира может превышать более 0,5 трлн долларов, заявил Главный исполнительный директор НК «Роснефть» Игорь Сечин. Глава Компании отметил, что «внедрение технологий в рамках энергоперехода требует огромных инвестиций».
«В частности, стоимость перехода на электротранспорт крупных мегаполисов исчисляется десятками миллиардов долларов. Например, по нашей оценке, электрификация транспорта в таких городах, как Сан-Паулу, Мумбай, Нью-Йорк, Лондон, Йоханнесбург и Шанхай, может стоить более полутриллиона долларов», - рассказал Игорь Сечин.
Также глава «Роснефти» заметил, что на пути к углеродной нейтральности уже к 2030 году потребуется увеличить производство меди почти в 1,5 раза, никеля и кобальта – в 2 раза, а лития – более чем в 4 раза. Это может еще больше увеличить нагрузку на землю, воду и ресурсы в развивающихся странах, в которых расположена большая часть залежей полезных ископаемых, критически важных для «зеленого» перехода.
Отдельно Игорь Сечин отметил медь, потребление которой без учета «зеленой повестки» превысит 900 миллионов тонн к 2050 году. «Помимо этого, для электрификации мирового автопарка (не считая других целей энергоперехода) понадобится еще 500 миллионов тонн. Таким образом, совокупное потребление меди к 2050 году может вдвое превысить весь объем этого металла, добытый за всю предыдущую историю человечества. Эта величина также на 60% превышает все извлекаемые запасы, имеющиеся на сегодняшний день», - рассказал он.
«Считаю, что на первом этапе проблему выбросов можно и нужно решать путем повышения эффективности производства энергии, а не вытеснения традиционных источников энергии альтернативными», - подытожил глава Компании.