Что общего у капусты с шапкой?

Литературный обзор

Вы, может, и сами с этим сталкивались? Все вроде бы в жизни налажено, и на работе порядок, но душа рвется куда-то в сторону, хочется чего-то нового, неизведанного. Большинство из нас помаются неясными мечтаниями и вернутся к рутине. Но есть и такие, кто не успокоится. Вот и среди писателей (они ведь тоже люди!) подобные встречаются — те, кто вроде бы удовлетворил творческие амбиции, заработал своим трудом имя и деньги, но почувствовал неодолимое желание сделать шаг в сторону — притом в неожиданную для всех и для себя.

Рэй Брэдбери «Зеленые тени, Белый кит»

Классик фантастики американец Рэй Брэдбери был очень плодовит. Он написал бесчисленное количество рассказов, с десяток романов, из которых мы знаем, пожалуй, лишь два, зато какие: актуальную до сих пор антиутопию «451 градус по Фаренгейту» и книгу про детство «Вино из одуванчиков». И, конечно же, стоящие особняком «Марсианские хроники». А вышедший в 1992 году роман «Зеленые тени, Белый кит» похож на «Марсианские хроники» тем, что тоже представляет собой объединенный местом действия и сюжетом сборник рассказов. Притом не фантастических, а автобиографических и даже юмористических.

Суть дела: в 1953-м молодой писатель Брэдбери отправляется в Ирландию по приглашению известного режиссера Джона Хьюстона писать сценарий для экранизации «Моби Дика» Германа Мелвилла. Все бы хорошо, но юный Брэдбери этот огромный роман не читал, и ему предстоит осилить его за ночь. А вокруг чужая, не очень понятная страна со странными людьми, привидениями, легендами. Но постепенно герой (тезка автора) начинает любить Ирландию и пишет о ней книгу. И вот она, перед нами. Маленький, но удаленький, наполненный аллюзиями и самоиронией роман не только приблизит нас к снова ставшей для нас далекой стране, но и заставит не раз улыбнуться и непременно даст пищу для размышлений.

Владимир Даль «Страшные сказки»

Да, дорогие читатели, вы, возможно, удивитесь, но это книга того самого Владимира Даля, который дружил с Пушкиным и оставил нам богатейшее наследство — грандиозный «Толковый словарь живого великорусского языка». И вот что оказалось: помимо новых слов Даль в своих поездках собирал еще и сказки, преимущественно страшные. Эта ипостась творчества великого филолога оставалась малоизвестной для широкого круга. И очень зря: перед нами невероятно увлекательная книга. Во многом напоминает Гоголя, который в молодости тоже обожал таинственные истории и сумел воплотить эту привязанность в произведениях, от которых у многих поколений бежали мурашки по коже. Вот и Даль не избежал этого влияния — в некоторых случаях знаток Гоголя может узнать отдельные сюжеты и мотивы в «Страшных сказках». Между прочим, эту книжку и детям можно вслух прочесть — они, как известно, таинственные истории с легкой жутью очень любят.

Виталий Бабенко «Непослушные слова»

Автор этой книги — человек многогранный. Он был известным в позднем СССР писателем-фантастом, журналистом, преподавателем, телеведущим, переводчиком. И вот уже не первый год посвящает себя лингвистике, пытается разобраться в тонкостях и подводных течениях русского языка, выявить тенденции. Дело это непростое, ведь русский язык — один из самых сложных в мире. А еще он пронизан нитями связей, порой самых неожиданных.

К примеру, кто бы мог подумать, что такие слова, как «капуста» и «шапка», имеют общее происхождению? Как и «пятка» с «пиджаком». После таких открытий, замечаю по себе, начинаешь разговаривать и писать с оглядкой, вдумчивее и бережнее. В наше время речей разнузданных и косноязычных очень полезное лекарство. Рекомендую!