Казалось, что сериал «Бывшие» - возможность отдохнуть от осточертевших Золушек и влюбленных в них олигархов... И что на выходе?
Действие сериала «Бывшие», премьера которого состоялась на Первом канале, в значительной мере разворачивается в реабилитационной клинике для алкоголиков и наркоманов. Главный герой — психолог-консультант, героиня — его пациентка. Казалось бы, вот она — новая тема для российского ТВ! Вот возможность отдохнуть от осточертевших Золушек и влюбленных в них олигархов... И что же аудитория имеет на выходе?
В советские времена была широко распространена практика создания фильмов по заказу различных ведомств. ВМФ выделял деньги на картины о подводниках, МВД — о сыщиках, ЦК ВЛКСМ — о молодых строителях БАМа. Эти художественные произведения имели целью показать проблемы данной сферы и популяризировать профессию. А теперь вообразим, что «Бывших» тоже сняли по какому-нибудь заказу. Ну, например, Минздрава. Чтобы рассказать об ужасах, переживаемых людьми с различными формами зависимости и, возможно, дать им надежду. Так вот, если бы дело обстояло действительно так, министерским чиновникам следовало бы взыскать с киношников деньги обратно. Потому что и наркота, и спиртное, да и сама клиника, где от них лечат, — в этом сериале всего лишь повод рассказать любовную историю с обязательными для сегодняшнего телепроизводства элементами красивой жизни.
Резонно возражение, что это никакой не заказ и не агитка в духе тех, что снимались во времена горбачевского сухого закона. Что, конечно, можно показать и деградацию человека, страдающего алкоголизмом, так, как это было, например, в фильме Динары Асановой «Беда» с гениальным Алексеем Петренко, но вот только зритель, имеющий полное право на вечерний отдых у экрана, смотреть подобную тягомотину не будет. Все правильно. Но какую мысль хотели донести создатели «Бывших», подчеркивая в пресс-релизе, что в ходе подготовки к съемкам они посещали наркологические медучреждения, где общались с врачами и пациентами? Что глубоко погрузились в проблему? Или что в специфическом фоне, на котором бурлят страсти, не будет совсем уж откровенных ляпов?
Яна — дочь богатого чиновника, живущего в замке. Денег — сколько хочешь. Учеба за границей. Ночные клубы. Только вот беда: родители девушку не понимают, друзей у нее нет, смысла жизни и подавно. Что-то это все до боли напоминает... Ах, да! «Мажора»! Там тоже фигурирует золотая молодежь, угорающая в кислотном свете под дзын-дзын-дзын и уничтожающая в туалете кокс с помощью 100-долларовых купюр. Сходству «Бывших» с «Мажором» добавляет то, что и тут и там заняты Любовь Аксенова и Денис Шведов. А саму Яну с ее отвязным стилем поведения не отличить от Кати, сыгранной той же Аксеновой в «Мажоре».
По сути, «Бывшим» вполне подошло бы название «Мажорка». Судите сами. В мужском, так сказать, варианте богатенький папа Соколовского, сыгранного Павлом Прилучным, желая вытащить сына из губительной среды, устраивает его на службу в органы МВД. Там его настигает любовь к прекрасному, честному и бескомпромиссному капитану полиции Вике и, как следствие, моральное очищение. В «Бывших» папа пытается спасти Яну от пагубных привычек в реабилитационной клинике, где ее ждет яркое чувство к суровому, грубоватому, но тоже бескомпромиссному Илье. В обоих случаях главные персонажи не порывают окончательно со своим прошлым, что подразумевает наличие в кадре роскошных интерьеров, дорогих машин и брендовой одежды. Разве не похоже?
Нет, конечно, тема, заявленная авторами, в сериале присутствует. Но выведена она тоже как-то... мажористо. Клиника показана, понятно, очень дорогая. В ее палатах не встретишь ни опустившихся маргиналов, ни загибающихся от ломки малолеток. Разумеется, Илья в своей частной практике консультирует не только богатеньких Буратино. Но даже простые пациенты, вроде алкоголички-продавщицы, — сплошь все положительные люди.
Да и сама Яна, когда срывается и надирается то разбавленным спиртом, то слабоалкогольными коктейлями, выглядит вполне прилично. На прохожих не кидается, под забором не валяется. Разве что мобильник у кого-нибудь свистнет. Но это по большой надобности: Илье срочно позвонить. А так, мы подвыпивших симпатичных девчонок не видели, что ли? Нет? Так скоро возможность появится — выпускной бал грядет.
А некоторые сцены в «Бывших» создают впечатление, будто специально вставлены, чтобы показать — по клиникам авторы ходили не зря. Вот герои оказываются на собрании общества анонимных алкоголиков, чтобы зритель мог понять, что там происходит. А вот Илья демонстрирует, как снять чувство агрессии против человека, перенаправив его на боксерскую грушу. Познавательно.
Конечно, можно было бы и не брюзжать. Если отвлечься от заявленной темы, то «Бывшие» — вполне пристойная мелодрама. Но только как отвлечься-то от нее, когда вокруг только и разговоров, что о необходимости введения тестирования школьников на употребление наркотиков? Когда (данные ФСКН на 2016 год) за пять лет от всякого рода дури в России погибли около 350 тысяч молодых людей в возрасте от 15 до 34 лет, а за 10 лет — почти миллион! Когда в непонятных наркологических клиниках могут отправить на тот свет, как это произошло с Дмитрием Марьяновым! А тут вот так взять — и вскользь пройтись, намекнув на актуальность.