Паническая дешевизна

Как не попасть на удочку автоскидок?

Средства массовой информации пестрят объявлениями автодилеров. Клиентам, собирающимся потратить деньги на новый автомобиль, сулят невиданные скидки. Стоит ли доверяться подобной рекламе, рассуждает эксперт «Труда», заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто.

Cегодня на отечественном автомобильном рынке сложилась парадоксальная ситуация. В отличие от рынков Европы, в России рост продаж новых автомобилей продолжает неуклонно расти. И это несмотря на то, что лето отнюдь не является высоким сезоном.

Традиционно больше всего автомобилей продается осенью — в период с конца сентября и до ноябрьских праздников. Не меньше машин покупают и после зимы. Подобные пики вполне объяснимы и закономерны. Осенью годовой бюджет обывателя более-менее понятен. И логичнее всего продать старый автомобиль, чтобы не обесценивать его еще за одну зиму, и купить, доплатив, новинку. Весной пик продаж связан с распродажами моделей предыдущего поколения — скидки автоконцернов достигают порой фантастических размеров. Плюс новички-водители считают логичным начинать жизнь за рулем в сухой период года.

Лето и зима, напротив, считаются не лучшими периодами для продаж. Тем не менее дилеры стараются за счет собственных прибылей заставить клиента совершить покупку. В отличие от скидок, которые предоставляет концерн-производитель, дилеры оперируют в рамках собственной маржи. Обычно вольности допустимы в пределах 2–5%. Эти проценты, утерянные на клиенте, дилер получит в виде премии от концерна, если сможет реализовать много машин.

Экономика автосалонов в России такова, что основные прибыли идут не от продажи самих машин, а от предлагаемых клиентам дополнительных опций, то есть всяких агрегатов и механизмов, которые устанавливаются дилером на машине стандартной комплектации. Так что, потеряв свою премию от продажи самой машины, дилер попытается убедить вас поставить малонужное оборудование, цена которого зачастую перекрывает размер рекламной скидки.

Россия и ее автомобильный рынок — явление уникальное и мало поддающееся общемировой логике. Когда в Европе в ожидании кризиса обыватель со средним доходом откладывает обновление своего автопарка до лучших времен, российский обыватель, напротив, приобретает самую движимую движимость. Вложение в автомобиль — весьма сомнительная попытка сохранить свои деньги: в среднем автомобиль теряет по 10% стоимости в год (это при условии идеальной эксплуатации).

Любопытна и статистика продаж по сегментам рынка: наибольший интерес у россиян вызывают иномарки бюджетного класса, ценой от 500 тысяч до миллиона. Замечу, что именно этот класс машин наиболее обесценивается в процессе эксплуатации. При этом, согласно статистике, россияне покупают машины эконом-класса, но в дорогой комплектации (кожаный салон, климат-контроль, обязательные литые диски, дорогая «музыка»).

На начало лета безусловным рекордсменом по продажам становится модель кроссовера «Рено-Дастер», о которой мы говорили в номере «Труд-Май». Этот автомобиль, цена которого колеблется в пределах 700 тысяч, купить невозможно — ждать машину придется полгода.

В таких условиях дилеры и прибегают к рекламным трюкам. Им необходимо убедить клиента купить сразу машину дороже — у «Рено» это будет, например, модель «Сандеро», но без очереди. Еще большей свободой маневра обладают продавцы так называемых мультибрендовых салонов, готовые предложить вместо нового «Дастера» пяток моделей других концернов.

Совет тут может быть только один: никогда не забывать о том, где бывает бесплатный сыр. И о том, что дешевой роскоши не бывает в принципе. Покупку автомобиля необходимо совершать с холодным сердцем и трезвой головой.