ЛЕТО ПАТРИАРХА

В воскресенье, 10 июня - необычный церковный праздник. Необычный, потому что чествуют ныне живущего человека, что само по себе - исключение для церковного календаря. Но такой уж это исключительный человек - глава Русской Православной Церкви Алексий II.

В этот день семнадцать лет назад состоялась его интронизация. Тогда и приступил к своим обязанностям пятнадцатый русский Патриарх.
Дата некруглая. Но именно это очередное подведение предварительных итогов становится для Патриарха Алексия, пожалуй, особенно значительным.
Не только потому, что совсем недавно под его началом был преодолен почти вековой церковный раскол, а Русское православие обрело единство. Можно сказать, что это событие лишь ярче обозначило уникальную миссию нашего Патриарха в истории Русской Церкви и русского народа.
Ведь те проблемы, которыми выпало заниматься Алексию II, действительно беспрецедентны.
Да, каждый из пятнадцати Патриархов был по-своему яркой фигурой и выполнял собственную историческую миссию. От кого-то требовались в первую очередь терпение и способность нести страдальческий крест, от кого-то - умение поднимать народ на борьбу, от кого-то - проявлять таланты дипломата и государственника...
Но все-таки время Патриарха Алексия II несопоставимо с временами его предшественников. В таких условиях никто прежде не работал, такие задачи не решал, с такими вызовами и угрозами не сталкивался.
Он почти все совершал впервые в истории. Возрождал в стране полнокровную православную жизнь, выводил Церковь из социального гетто, возвращал народу исконную веру, выстраивал принципиально новые взаимоотношения с государственной властью.
То, что произошло за годы его патриаршества, уже называют вторым Крещением Руси. И воспринимают как настоящее чудо.
Но не меньшее чудо и то, что именно такой человек оказался во главе Русской Церкви в это время. Потому что наверняка никому другому эта миссия была бы не под силу. Происхождение, биография, особенности воспитания, черты характера - все здесь сошлось.
Такая жизнь вполне укладывается в жанр жития. А такого масштаба деятельность в этом жанре именуют равноапостольской. Конечно, какое место займет тот или иной деятель в истории, определит сама история. И о будущей святости человека не принято судить в разгар его земной деятельности. Ведь Патриарх Алексий сегодня пребывает совсем не в осенней, а в самой деятельной, можно сказать летней поре.
Но годовщина интронизации все же располагает к осмыслению уже совершенного. И уникальность этих достижений говорит о многом.
Так же, как и некоторые совсем вроде бы случайные, но по-своему символические детали, которые в такие моменты воспринимаются по-особому. Вот одна из них.
На днях в уральском городке Нижняя Салда замироточил портрет Патриарха Алексия, выставленный в местном храме Александра Невского. Капельки благоуханной жидкости выступили на его фотографии в день Святой Троицы. Мироточение - всегда загадка. Истолковать его удается не сразу. Но для верующих это очевидный знак свыше. Зримая связь между земным и небесным. Чтобы удостовериться в происшедшем, прибыл в Нижнюю Салду архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Удостоверился. И предположил, что "возможно, выступившее миро означает слезы радости, ведь усилиями Его Святейшества произошло объединение Русской Православной Церкви, и Господь радуется за детей своих".