Понятие "военная тайна" пока никто не отменял, поэтому утверждать, что именно военные
Понятие "военная тайна" пока никто не отменял, поэтому утверждать, что именно военные оплачивают по крайней мере часть исследований в "Красных камнях", можно лишь предположительно, хотя и без особых сомнений. Иначе откуда такая секретность? Еще в первую мировую войну знаменитый русский дрессировщик Дуров предложил использовать дельфинов и морских львов для борьбы с немецкими подводными лодками. Идею в 1915 году принялись осуществлять на Черном море в Балаклавской бухте. Кто ж думал тогда, что через полвека теми же секретными проблемами под бело-голубым флагом советского ВМФ придется заниматься внучке дрессировщика Анне Дуровой?
Местом ее работы в 60-е годы стала бухта Казачья под Севастополем. Здесь под личным присмотром главкома флота адмирала Сергея Горшкова в тесном контакте с 80 научными институтами и конструкторскими бюро создали исследовательский и тренировочный центр для подготовки животных к грядущим подводным боям. Что скрывалось за колючей проволокой на так называемой Площадке-75 не знали даже жители окрестных домов.
Чему их обучали? Как и любого солдата - атаковать и обороняться. Автору этих строк в 80-е годы у стен севастопольского Константиновского равелина приходилось видеть два правильной формы прямоугольника из сетей. Выглядели они там достаточно странно: в бухте по причине ужасающего загрязнения главной базы Черноморского флота нефтепродуктами и содержимым городской канализации путной рыбы давно не водилось. Ловить вроде бы нечего. Оказалось, в каждом загоне таились по паре дельфинов, прошедших "школу" Дуровой в Казачьей. Но волю их выпустили бы всего в одном случае: если бы вблизи севастопольских причалов были обнаружены подводные пловцы противника. Надев, правда, заранее на дельфинов специальные намордники с подобием штыка на конце. Миролюбивое животное тренировали искать под водой человека в акваланге. А потом с маху ласково тыкаться в него носом...
Однако есть новости и посвежей. Не исключено, что в случае начала войны с Ираном американцам придется оборонять свой флот от дельфинов. И виной тому будут украинские военные. После раздела Черноморского флота, на беду Пентагону, дельфинарий в Казачьей достался им. Наверное, новость, что содержание каждого тамошнего питомца стоит около 150 долларов в месяц оказалась для киевских адмиралов неприятным сюрпризом. Срочно демобилизованных дельфинов было перевели на самоокупаемость, превратив в целителей: утверждают, что совместное плавание с ними в бассейне благотворно действует на хронически больных детей. Но на прокорм все равно не хватало - у начавших от голодухи всплывать кверху пузом афалин в желудках находили даже куски рубероида, выковыренные ими перед смертью из стен бассейна.
Тогда и подоспело предложение из Тегерана продать многое умеющих уцелевших животных. Киев с радостью согласился. В феврале 2000 года 27 боевых дельфинов погрузили в специальные контейнеры и самолетом с аэродрома Бельбек отправили в Иран. С питомцами улетел инструктор капитан 1 ранга запаса Борис Журид. Между прочим, руководитель глубоководных исследований по секретной тематике, доктор технических и кандидат биологических наук. В прошлом - опытнейший подводный диверсант.