БЕЗ КОСМИЧЕСКИХ ВЗЛЕТОВ

После сокрушительных ливней, буквально смявших начало фестиваля, в Сочи наконец установилась спокойная, ровная погода. Вечерами еще тянет острым ветерком, по утрам бодрит, но ближе к полудню фестивальный люд отваживается выползать на пляж. Море после затяжного шторма по-прежнему холодное, редкий кинематографист зайдет по щиколотки в воду - да и махнет горестно рукой: удивить честную публику стремительным заплывом ни у кого не получается.

Развлекаются кто как умеет. Кинорежиссер и шоумен Юлий Гусман соревнуется в острословии с худруком "Ералаша" Борисом Грачевским. Получается пляжный вариант КВНа. Станислав Говорухин, попыхивая трубкой, в окружении благодарной паствы костит современный кинематограф со всеми этими невменяемыми "Ночными дозорами", "Турецкими гамбитами" и прочей "киножвачкой" для неполовозрелых тинейджеров. "Дальнобойщик" Влад Галкин ходит, как молодожен, в обнимку со своей прелестной женой Дарьей Михайловой и на все просьбы журналистов об интервью отвечает: "Завтра". "Завтра не наступит никогда", - напоминаю я ему название популярного фильма, и Влад согласно смеется. Дмитрий Харатьян пропадает в основном на теннисном корте, где делает большие успехи, играя с отцом Евгения Кафельникова, который родом из Сочи. Иногда Дмитрий появляется на пляже со светловолосым, живым, как ртуть, сыном Иваном - копией отца. Красивая, изящная Юлия Меньшова выходит в свет сразу с двумя малолетними детьми - Таисией и Андреем. После развода с мужем-актером бремя семейных забот легло в основном на нее.
"Кинотавр" по-прежнему остается "семейным фестивалем". Приезжают с детьми, женами, но за домочадцев нынче приходится платить по рыночным ценам. Может, поэтому именитых гостей на фестивале не так много, как в предыдущие годы. Старожилы "Кинотавра" привычно судачат, что раньше, дескать, и на пляже негде было протолкнуться, и в кинозале на громких премьерах не оставалось свободных мест, и светская жизнь била ключом, а теперь... Фестиваль действительно потихоньку меняет приоритеты. На смену пляжной расслабленности и необременительным тусовочным посиделкам приходит более организованный стиль каждодневной жизни. Просмотры фильмов здесь нынче начинаются в полдень и заканчиваются в два часа ночи. В перерывах между кинопоказами - "круглые столы" по актуальным проблемам современного кино, лекции всевозможных экспертов, семинары-обсуждения конкурсных фильмов с участием съемочных групп и кинокритиков...
Такой деловой стиль общения диктуют нынешние хозяева фестиваля - продюсеры Александр Роднянский и Игорь Толстунов, которые по совместительству являются руководителями холдинга "СТС медиа". Молодые, современные, динамичные, они всюду успевают: сидят вместе с журналистами на просмотрах, ведут круглые столы с мудреными названиями типа "Зритель или продюсер - реальный заказчик российской кинопродукции?", возятся с молодыми кинематографистами на семинарах, полночь-заполночь дискутируют о каком-нибудь скандальном фильме, а наутро их можно видеть с сотовыми телефонами и рациями возле уха - фестиваль должен функционировать, как отлаженная машина. И серьезных сбоев на нынешнем "Кинотавре" пока не было - если не считать перепутанные части во время показа конкурсного фильма Хусейна Эркенова "Я тебя обожаю", но и эту оплошность тут же исправили.
Труднее устроителям "Кинотавра" оправиться от удара, который им нанес Московский кинофестиваль, стартующий сразу за сочинским кинористалищем. Дело в том, что в конкурсе "Кинотавра" был заявлен новый фильм Алексея Учителя "Космос как предчувствие", которому многие эксперты предрекали в Сочи победу. Эта социально-философская фреска, погружающая зрителей в атмосферу конца 50-х годов, талантливо воссоздающая кошмары и надежды той предоттепельной эпохи, увенчавшейся полетом Гагарина в космос, была за день до открытия "Кинотавра" перехвачена отборщиками ММКФ. В итоге в конкурсной программе "Кинотавра" образовалась внушительная брешь, которую пока нечем заполнить.
К сегодняшнему дню на сочинском фестивале показана уже половина конкурсных картин - и ни одна из них, по общему мнению, не может пока претендовать на Гран-при фестиваля. Конкурс в этом году ровный, по преимуществу мастеровито-крепкий, но, увы, без "космических" взлетов. Ни черная комедия "Ночной продавец" Валерия Рожнова с незамысловатым юмором и "расчлененкой" трупов, ни старательная, но очень уж скромная по драматургии первая национальная татарская картина "Куктау" в постановке Илдара Ягафарова, ни холодновато-отстраненная (в том числе и от зрителей) экзистенциальная драма "Удаленный доступ" Светланы Проскуриной, ни фильм-мистификация "Первые на Луне" Алексея Федорченко, очень быстро обнаруживающий свою мистификаторскую природу, - фестивальную общественность не потрясли. Десять критиков-экспертов, среди которых числится и автор этих строк, ежедневно проставляют оценки увиденным фильмам в специально издаваемом фестивальном бюллетене. Увы, редко какая лента набирает 6-7 баллов по десятибалльной системе.
Единственное исключение на этом ровном фоне - фильм "4" молодого режиссера Ильи Хржановского, которого одни без обиняков называют гением, другие - отъявленным провокатором. Одни выводят его творческую родословную от едкой сатирической прозы Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Булгакова, другие грозят режиссеру чуть ли не рукоприкладством за "осквернение святынь", предлагают ему немедленно покинуть страну и переехать в места, где ему будет теплее и комфортнее жить. Мне уже приходилось писать в "Труде" об этой талантливой, яркой и насквозь провокативной ленте по сценарию скандально известного писателя Владимира Сорокина. Увлекшись сгущением, нагнетанием черных красок, молодой режиссер создал апокалиптическую картину то ли уже сегодняшней, то ли все-таки завтрашней российской жизни, в которой не увидел отдушины нигде: ни в пугающе-страшном, враждебном человеку, выморочном городском пространстве, по которому бегают толпы одичалых собак, снуют шулера и проститутки, ни в деревне, увязшей в грязи, беспробудном пьянстве и сквернословии, ни в протяженных российских дорогах, сплошь увитых столбами с колючей проволокой... Несмотря на очевидную одаренность автора этой ленты, умеющего работать и в документальной, и в гротескно-абсурдистской стилистике, вряд ли жюри под руководством Галины Волчек захочет разделить с ним этот беспросветно-горький, а то и откровенно жестокий взгляд на нашу с вами жизнь. Все-таки в ней иногда случаются разнообразные праздники. Да взять хотя бы тот же "Кинотавр"...