Результатом долгожданного для России события станет расширение доступа отечественных предприятий на американский рынок. Прежде всего этого касается нашей металлургической отрасли, которая ежегодно поставляет за океан продукции на 700 млн. долларов и против которой по демпинговому признаку в феврале этого года были введены запретительные пошлины. Выиграют и химики, поставляющие в США значительную долю производимых удобрений. Похоже, что Россия потеряет наконец неприятное лидерство по числу антидемпинговых мер, принятых в мире против наших производителей. Сегодня наш ущерб от таких санкций составляет порядка 1,5 млрд. долларов в год. В расчет не принимались рыночные признаки российской экономики: конвертируемая валюта, свободный рынок труда, частные предприятия и свободное ценообразование.
Однако до сих пор ввиду невозможности получения полной и достоверной информации о наших издержках производства демпингом считалась продажа российских товаров за рубежом по ценам ниже внутренних цен других стран-экспортеров, таких, как Турция или Бразилия. Отсутствие статуса страны с рыночной экономикой позволяло относиться к России как к единому предприятию. В результате, поймав на демпинге одного нашего производителя, санкции применялись ко всей отрасли. Теперь в каждом конкретном случае будет анализироваться отчетность отдельных предприятий.
Что получит Россия от обретения статуса рыночности своей экономики? Во-первых, вырастет инвестиционный рейтинг нашей экономики, во-вторых, антидемпинговые расследования против нас организовать станет сложнее и, наконец, Россия перестанет быть плановым изгоем в глазах мирового сообщества и войдет в число "своих" на Западе.
Вместе с тем рыночный статус России не является панацеей от возможных претензий со стороны иностранных конкурентов. Достаточно вспомнить, что тот же минторг США совсем недавно обвинил наших металлургов еще и в демпинговых поставках на американский рынок строительных стальных балок с вытекающими отсюда таможенными санкциями. Ранее введенные 30-процентные пошлины против российской стали никто не собирается отменять. Как, впрочем, и поправку Джексона - Вэника, которую сенат и конгресс США упорно отказываются снимать, даже несмотря на просьбу Буша. Так что далеко не все за океаном готовы по примеру президента признать Россию своим полноправным партнером.
Впрочем, плюсов от получения Россией рыночного статуса гораздо больше. Теперь можно надеяться, что вслед за Америкой и другие страны изменят к нам свое отношение. Во всяком случае, на недавнем саммите Россия - ЕС председатель Еврокомиссии Романо Проди опередил американцев заявлением о признании рыночности России.