МИНИ-ЮБКА - ПРИМАНКА ДЛЯ НАСИЛЬНИКА

С ростом столбика термометра за окном укорачиваются юбки на девушках. Увы, эти пресловутые юбки настолько прочно воспринимаются как знак, как уловка юной красавицы обратить на себя внимание представителя противоположного пола, что родной матери не докажешь "невинность замысла". Надела, потому что жара на улице. Потому что красиво, мама. Молодые стройные ноги - почему их надо скрывать? "Потому что, - скажет строгий отец, - ты сама таким образом провоцируешь какого-нибудь подонка, прости, дочь, за грубое слово и правду жизни, затащить тебя в кусты."

Да, она возвращается домой вечером через сквер. Да, в этой короткой юбке она входит в подъезд, где вполне может оказаться мужчина, изнывающий от похоти. Еще хуже - компания подвыпивших или "обкуренных" ровесников вашей дочери...
Статистика изнасилований настолько условна, что о ней можно не вспоминать. Но примерно вычислить все же можно, и мы делаем это со специалистом, психологом, занимающимся этой проблемой, Ириной Черненькой. В столичные органы милиции за год обращаются от 200 до 300 жертв насилия. Эти цифры не "скачут" и не меняются. Как не меняется и процент решившихся обнародовать "такой вот постыдный эпизод" своей жизни. В Москве смелости набирается не более 10-15 процентов униженных. Стало быть, умножайте - две-три тысячи изнасилований как минимум. Ирина исходит из данных специальных телефонов доверия, ведь женщине психологически легче позвонить, рассказать о своем несчастье. И из обращений за консультацией в кризисные центры: что делать, как теперь жить?
Специалисты, изучающие эту проблему, непременно добавят: это не исчерпывающая статистика. Есть девочки - кремень. Они могут хранить эту жуткую тайну вечно. Из страха потерять жениха, любимого человека: им кажется, после ЭТОГО ни один, самый захудалый мужичишка не захочет иметь дело с "грязной девкой". А что при этом переживает она сама?
- Меня изнасиловали в семь лет, - после долгого мучительного молчания рассказывает врачу-психотерапевту молодая женщина. Она, скорее всего, молчала бы и дальше. Но вышла замуж. И поняла, что каждая ночь для нее мучительна. Детская "картинка", казавшаяся забытой, вдруг ожила и зашевелилась в душе таким "ежом", что любое прикосновение любимого мужа вызывает в ней только оторопь.
- Ни мама, ни тем более папа ничего тогда не заметили, - продолжает рассказ пациентка. - Если бы на меня напал какой-нибудь чужой человек на улице, я, скорей всего, прибежала бы домой вся в слезах, и взрослые меня заставили говорить. Но меня изнасиловал родной дядя, гостивший у нас на даче. Он был пьян, дача - маленькая, его положили спать в мою комнату. Почему я не кричала? Считается, что жертва должна кричать. Потому что не понимала, что происходит, ведь сначала он только ласкал меня. А потом зажал рот, и я больше боялась умереть от удушья, чем от пронзившей боли. При этом он свалил меня на пол - пьяный, а соображал: чтоб следов на простыне не оставить. А когда все кончилось, снова обласкал и, словно гипнотизер, произнес: "Все это тебе приснилось".
Случаев таких - масса! Самое парадоксальное, если для молодой женщины опасность в этом смысле таят темные аллеи на летней улице, то для ребенка - закрытые пространства: отчий дом, дача, как в описанном нами случае, ночлег в гостях после вечеринки родителей. Как утверждает врач-сексолог Надежда Юдина, в восьми из десяти случаев первое надругательство над ребенком совершает знакомый, тот, кому девочка или мальчик доверяют.
Или мальчик... По количеству звонков на "телефон доверия" мальчики, разумеется, далеко отстают от девочек. Ирина Черненькая приводит приблизительную пропорцию: один к девяти. Возможно, мальчики еще более скрытны. Их легче уговорить насильнику, а тем более знакомому: "Ты же мужик, а слюни распускаешь!" Им можно и пригрозить: "Пожалуешься, опозорю на весь двор, никто к тебе больше не подойдет, а дразнить будут знаешь как?" Знает. Мальчик знает.
Мне рассказывала мама такого вот несчастного первоклассника, решившегося-таки поведать ей об инциденте с двоюродным старшим братом, в семье которого они гостили летом в деревне, как сама она растерялась. Что делать? Самой наказать обидчика? Как? Врезать, извините, по морде? Но тогда придется объяснять все родне, а сын умолял не раскрывать тайны, поскольку ему стыдно, его "тошнит", он хочет скорей забыть. А тут начнутся "очные ставки" и разбирательства. Старший, разумеется, не сознается, а свидетелей нет и быть не могло. Да и что он ТАКОГО сделал? Ну показал малышу собственное "богатство" и потребовал взять это в рот. И все.
Все, что смогла сделать ужаснувшаяся мама, "интеллигентно" найти причины внезапного отъезда домой - да пропади пропадом долгожданный отпуск в деревне! Вести сына к психологу, психиатру в городе тоже не решилась: может, надеялась, детская память выбросит этот гадкий эпизод сама по себе. Дай-то, Бог, чтобы выбросила.
Но вот сколько лет прошло с того страшного вечера, когда 13-летнюю Надю (теперь ей - 35) затащили в придорожную лесополосу три подрастающих негодяя и изнасиловали по очереди, а она регулярно по осени режет себе вены и сама вызывает скорую. Режет, потому что ненавидит себя. До сих пор не простила, что была такой слабой девочкой - словно сильная сумела бы побороть трех амбалов. До сих пор моет руки каждые пять минут, чувствует себя грязной и смывает, смывает, до навязчивости смывает "их гадкий пот". Разумеется, психика не здорова. Замуж не вышла. Никогда не родит ребенка, причем, это решение она приняла сознательно: а вдруг с ним произойдет то же самое?
Клиника последствий сексуального насилия над детьми, можно сказать, изучена досконально. Почему оно оставляет самые глубокие травмы детям? Потому, что происходит во время формирования личности. Исследования сотрудника Российской медицинской академии последипломного образования Л. Даниловой открывают следующую картину. Жертвами чаще всего оказываются дети старшего возраста и подростки. Однако максимальная частота выявлений изнасилования приходится не на них , а на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Наиболее тяжелая "клиника", острые психические расстройства, выявлены у тех ребятишек, кого изнасиловали внезапно. Они испытывают примерно то же, что взрослый, переживающий посттравматическое стрессовое расстройство. Депрессию с эмоциональной притупленностью и отчуждением от людей, навязчивые мысли и ночные кошмары о произошедшем, тревогу вплоть до паники, если что-то "невинное" просто ассоциируется с насилием.
Внимательному родителю трудно не заметить всех этих проявлений в ребенке, даже когда тот ничегошеньки не расскажет. Внимательному, повторяю, родителю. Ну а если нам некогда приглядеться к печалям дочери или сына, считайте, увы, насильник сделал самое страшное из того, что мог: разорвал вашу связь с ребенком.
МИФЫ, ОТ КОТОРЫХ ПОРА ОТКАЗАТЬСЯ
1. Насилуют либо маньяки, либо извращенцы из подворотни.
На самом деле более половины жертв сексуального насилия знакомы с надругавшимся над ней человеком.
2.Жертва сама провоцирует преступление вольным поведением и одеждой.
На самом деле, если в Москве, к примеру, сексуальному насилию подвергается ежегодно 30 процентов старшеклассниц, это не значит, что все они "девочки рабочих кварталов", не обремененные высокой моралью.
3. Насильник выбирает в жертву молодую, хорошенькую.
На самом деле он тщательно выбирает время и место преступления, чтобы остаться безнаказанным. В этой "точке" может оказаться любая девушка.
4. Насильника легко вычислить по внешнему виду.
На самом деле он может быть весьма симпатичным, женатым, имеющим своих детей, "добрым дяденькой" или услужливым кавалером.
5. Сопротивление оказывать бесполезно, все равно он сильнее.
На самом деле надо кричать, кусаться, бросать предметы в окна ближайших домов, рваться к освещенному месту. Любой случайный прохожий спугнет преступника.
ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН?
Согласно статье 53 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" вы имеете право обратиться в ЛЮБОЕ медицинское учреждение.
КАК ВОЗБУДИТЬ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО?
1. Обратитесь с заявлением в дежурную часть милиции или прокуратуру по месту совершения преступления.
2. Заявление должно содержать: сведение о месте преступления, о времени, о личности, совершившей насилие, а также сведения о последствиях, нанесенных здоровью и обязательно просьбу "возбудить уголовное дело и привлечь виновное лицо к уголовной ответственности". Опишите произошедшее до мельчайших подробностей и как можно скорее. Оставьте копию этого документа у себя.
3. Проследите, чтобы заявление было зарегистрировано в журнале происшествий.
4. Попросите дать вам талон-уведомление, где указано, от кого принято заявление, когда и под каким номером зарегистрировано.
ЕСЛИ В МИЛИЦИИ ОТКАЗАЛИСЬ ПРИНЯТЬ У ВАС ЗАЯВЛЕНИЕ, обратитесь в вышестоящие инстанции: к начальнику отделения милиции, к прокурору, в суд. Знайте, о принятом решении вас должны уведомить в срок до одного месяца.
ЕЩЕ ОДИН НЮАНС. Часто пойманные за руку негодяи предлагают откупиться от содеянного деньгами. Ваше, конечно, дело, но любовь к своему ребенку и торговля по поводу его мук - несовместимы. К тому же, простая вещь: ЕСЛИ НАСИЛЬНИК НЕ ПОНЕС НАКАЗАНИЯ, ОН БУДЕТ НЕСТИ ОПАСНОСТЬ ВАШЕМУ И ЧУЖОМУ РЕБЕНКУ.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НАСИЛИЕ ВСЕ ЖЕ ПРОИЗОШЛО?
Если даже вы не хотите обращаться в милицию, медицинская помощь необходима. Существует опасность заражения венерическими заболеваниями и нежелательной беременности.
Если вы все же хотите найти и наказать преступника, помогите это сделать милиции. В случае орального секса, необходимо протереть бумажкой внутреннюю поверхность щек, десен и зубы - на них может остаться сперма насильника. То же проделайте с половыми органами. Сохраните нательное белье. Однако долго раздумывать, обращаться со всеми этими уликами в милицию или нет, не стоит: наличие чужой спермы в организме определяется в считанные сутки после произошедшего. Помните, с течением времени доказательств становится все меньше и меньше.