ЕЩЕ РАЗ ПРО ПРО

Российско-американский саммит в Москве не принес прорыва в наших отношениях. Визит президента США, который накануне выборов уже думает о своем месте в истории и красивых прощальных жестах, более походил на уик-энд персонального пенсионера. Прогулки по Кремлю, интервью в прямом эфире частной радиостанции, речь в Думе, встреча со "старым другом Борисом" - вещи, безусловно, трогательные, но...

Камнем преткновения между нами по-прежнему остается судьба Договора по ПРО от 1972 года - базового документа, ставшего фундаментом всей системы ядерной безопасности и служащего основой взаимного сдерживания. Сегодня выход из него США практически предрешен. Заявление президентов о принципах стратегической стабильности, подписанное в ходе саммита, - документ более чем символический. Стороны как бы заявляют о приверженности Договору по ПРО. Однако ряд статей документа кудрявыми дипломатическими эвфемизмами, за которыми стоит авторство США, камуфлирует нечто тайное в целях "сохранения стратегической стабильности перед лицом новых угроз". Это нечто - планы США по созданию национальной противоракетной обороны (НПРО).
В предвыборном ажиотаже в Америке кому-либо из претендентов давать обратный ход этим планам - значит провалить всю кампанию. Обещания претендентов - не пустой звук. ПРО будет разрушен.
Как справедливо считают сами американцы, новая система не может быть направлена против России, поскольку не перекрывает ее стратегический потенциал. Однако Россия, равно как и Америка, в случае выхода США из ПРО неминуемо столкнется с новой политической конфигурацией в мире. А ее главные элементы следующие.
Что касается угроз "стран-изгоев", против ракетных атак которых направлена НПРО, то трепет Америки перед Северной Кореей по крайней мере сильно преувеличен. Баллистические ракеты если и будут ею построены, ничего, кроме бочки пороха или пятерки диверсантов, на северо-американский континент не доставят. Ядерные программы со всеми странами, в том числе с Россией, у КНДР свернуты (кроме США!).
По информации европейских разведслужб, Ирак к 2005 году может иметь собственные ракеты, которые могут достигать Европы. До Израиля они уже долетали. И не исключено, что после очередных налетов на Ирак пилотов НАТО "с добрыми намерениями" Багдад не решит отыграться на гражданах Берлина или рекрутированной в НАТО Варшавы. Таким образом, НПРО США создает условия неравной безопасности для стран - членов НАТО, что противоречит фундаментальному принципу альянса.
Норвегия неосмотрительно предоставила свою территорию для мощнейшего американского радара, который может следить за ракетами. По логике вероятного противника она должна будет находиться под прицелом в числе первых, несмотря на уверения норвежских политиков, что РЛС будет служить исключительно звездочетам и не будет использоваться в НПРО.
Об "особой позиции" относительно планов по НПРО европейские руководители уже уведомили американскую администрацию. Заставил зардеться американского президента на совместной пресс-конференции германский канцлер Шредер, обозначив противоречия в видении проблемы НПРО. Впервые за много лет Европа решилась на собственное мнение. Но в упорстве США нет равных.
Изоляционизм в вопросах безопасности и глобализация собственных заблуждений подвигнут так называемые "пороговые" страны, готовые обзавестись ракетно-ядерным оружием, форсировать свои научные опыты. Иные будут искать нетрадиционные способы защиты и нападения, вплоть до террора, который успешно обкатывается в мире, в том числе и на американских гражданах за рубежом. Может статься, после выборов новая администрация США, приступив к нейтрализации угроз виртуальных, столкнется с угрозами вполне реальными.
Новая ПРО перекроет ядерный потенциал Китая. Следовательно, наш почти полуторамиллиардный сосед будет приведен в движение для преодоления выставленных НПРО ограничений. Китай - далеко не "изгой", с трудностями он справится. Но его мощный рывок в вопросах стратегических вооружений придаст импульс гонке вооружений не только в Азии, но и во всем мире.
Кроме всего, наши зарубежные партнеры вынуждены будут огорчиться тем, что обещанный на прошлом саммите "восьмерки" Договор по СНВ-3 придется отложить на неопределенное время. Во всяком случае, через Государственную Думу при развернутой США НПРО он не пройдет - это точно.
Итак, что делать нам? У нас нет никакой корысти ввязываться в гонку вооружений. Более того, наш интерес - сохранять с США отношения ответственные и деловые. Наша безопасность гарантирована условиями ратификации Договора СНВ-2. Мы можем пересмотреть ряд положений, в частности о ликвидации ракет наземного базирования с разделяющимися головными частями.
У нас в мире есть вопросы, решением которых мы должны помогать преодолению наших внутренних проблем. Но разделять с США ответственность за разрушение Договора по ПРО, основы стратегического сдерживания, и за создание новой - очень сомнительной с точки зрения пользы и стабильности "политической конфигурации" для нас было бы непростительной ошибкой.
Как ни странно звучит это сегодня, когда международное право выглядит реликтом "холодной войны" (по опыту агрессии против Югославии), наша международная политическая позиция сильна как никогда. И наша дипломатия обязана этим воспользоваться.