Вячеслав Колосков предостерегает от излишнего оптимизма и гигантомании
Когда все ворота на замке (в том числе и футбольные), на первый план выходят не бомбардиры, а говоруны. В последние дни только и разговоров, что о реплике Игоря Шалимова в «Инстаграме». Некогда известный футболист, а ныне тренер грозненского «Ахмата» зачем-то обвинил россиян в дармоедстве. А с другой стороны, не случись такого, о чем тогда шумели бы в Сети изнывающие без большой игры болельщики?
Кстати, ФК «Ахмат» под чутким руководством Шалимова сейчас обосновался на последнем месте турнирной таблицы чемпионата. И вот Игорь Михайлович (с досады, что ли?) набросился на сограждан, не по своей воле запертых в четырех стенах и рассчитывающих на поддержку государства: «Если ты дармоед, который хочет ничего не делать и получать деньги, — твой выбор. Выбирай тогда другую профессию. Каждый, кто сегодня ноет, живет лучше, чем бомж. Вопрос — ради чего вам помогать?»
Немного нервно и бессвязно, но и такие речи вызвали естественный ответный шквал. Шалимову напомнили, что именно в тех странах, где он когда-то играл (Италия, Швейцария, Германия), обыкновенные граждане получили серьезную финансовую поддержку от государства. Припомнили ему и демарш, организованный в 1994 году в сборной России, когда футболисты перед чемпионатом мира потребовали смены тренера и премии, в результате чего сборная оказалась у разбитого корыта. А заодно попросили поделиться, какую зарплату он получает в клубе, плетущемся на последнем месте.
По некоторым сведениям, зарплата наставника в «Ахмате» составляет 40 млн рублей в год — и это в республике, получающей дотации из федерального бюджета. Тут даже дипломатичный Анатолий Бышовец сравнил коллегу Шалимова с Ксенией Собчак (обидная параллель для обоих), а авторитетный старейшина отечественного футбола Вячеслав Колосков заметил, что не знает такого тренера...
В общем, думаю, Игорь Михайлович уже сто раз пожалел о том, что развязал язык в «Инстаграме». Может, и не стоило бы все это ворошить, если бы не одно обстоятельство: Игорь Шалимов — один из тех, кто ратует за то, чтобы чемпионат не возобновляли, а состав участников РПЛ на следующий сезон остался тот же. Что ж, для нынешнего положения грозненского клуба и его наставника такие устремления вполне объяснимы. Но какие тут варианты возникают?
Наиболее рьяно идет обсуждение будущего во втором дивизионе. На недавнем собрании почти все клубы ФНЛ выступили против того, чтобы доигрывать сезон. Но отказались они не только от стандартной формулы доигровки лиги, но и от нескольких вариантов завершения сезона. Хотя предложения были довольны конкретные. Вот, например.
Даже если сезон в российской премьер-лиге будет доигран до конца, то по итогам сезона из лиги вылетают два клуба, а две лучшие команды поднимаются в высший дивизион из ФНЛ. Стыковых матчей не будет. Если же завершить сезон РПЛ не получится, то лига на следующий сезон автоматически расширяется до 18 команд за счет двух лучших клубов ФНЛ. И снова — без стыков.
Между тем ФНЛ — это прежде всего подготовка молодых российских футболистов. И в этом направлении предложены серьезные изменения в регламенте. Российский футбольный союз может существенно увеличить число молодых футболистов в клубах ФНЛ. Сейчас требования минимальны — один игрок до 21 года на поле. Изменить это правило могут кардинально: в заявке на сезон — 12 игроков в каждой команде возрастом до 21 года.
Комментарии по горячим темам дал «Труду» Вячеслав КОЛОСКОВ:
— Все предложения о расширении РПЛ до 18 команд считаю неприемлемыми, 16 — оптимальное количество команд для нашего высшего дивизиона. На большее количество у нас, во-первых, не хватит футболистов, способных показывать достойную игру, — мы их и на 16 не набираем. Второе препятствие — климатические условия, особенно при формуле «осень — весна». Мы осенью заканчиваем играть по грязи и морозу, а весной возобновляем чемпионат в таких же условиях. В-третьих, не надо забывать, что на ведущих игроков, принимающих участие в еврокубках и матчах за сборную, нагрузка и так слишком большая. Добавим им четыре матча — добавятся новые травмы.
Четвертый фактор, возможно, важнейший: и сейчас у нас в половине клубов перестали вовремя выдавать зарплату. Так зачем же еще, грубо говоря, дальше плодить нищету? Перекраивать же календарь, планируя ноябрьские и мартовские матчи на юге, как иногда было в советское время, тоже не вижу смысла. У нас сейчас нет таких теплых городов, как Баку, Тбилиси, Ереван, Ташкент. И потому для нас выход не в том, чтобы создавать резервацию зимнего футбола в Сочи, а надо строить новейшие крытые стадионы и поля с подогревом в регионах с хорошими футбольными традициями. И вернуться к прежней системе «весна — осень».
Что касается ФНЛ, то новые предложения считаю излишними. Ограничений слишком много быть не должно. Процесс подготовки молодых футболистов не может быть искусственным. В завершение Вячеслав Иванович обратился к читателям «Труда» с таким напутствием:
— Считаю: в РФС и РПЛ приняли правильное решение — подождать пока до 25 мая и потом действовать по обстановке. Но обстановка пока такая, что и 25 мая вряд ли что-то изменится к лучшему. Могу лишь пожелать, чтобы этим летом все-таки закончили чемпионат и оставшиеся кубковые матчи. А что касается тренировок в клубах — индивидуальных и коллективных, — они имеют смысл лишь при перспективе продолжения чемпионата. А пока ее нет, лучше не подвергать людей опасности. Пусть сидят у себя дома и поддерживают форму как могут. А болельщиков призываю запастись терпением...