Росстат назвал самые «ленивые» регионы России
Меньше всего желающих работать в Карачаево-Черкесии, Дагестане, Москве и Московской области
Жители столицы и области меньше всего стремятся работать, если брать в расчёт количество проживающих. Москвичей среди них 786 тысяч человек, а жителей области – 596 тысяч. Таковы данные Росстата за прошлый год. В выборку попали мужчины до 59 лет и женщины до 54 лет, на момент исследования они не входили в состав рабочей силы. В процентах картина следующая: не спешат трудиться 6% обитателей столицы и 8% жителей области. И при таком подходе Москва и Московская область оказываются уже не на первом месте.
В процентном соотношении среди не желающих работать лидирует Карачаево-Черкесия: там не хотят трудиться почти 70 тысяч человек (15% от населения республики), в Дагестане их 435 тысяч человек (14% от населения республики).
11% жителей Ставропольского края (307 тысяч) и 11% населения Тувы (35 тысяч человек) также не мотивированы к работе.
Хватает «тунеядцев» и в Петербурге с Ленинградской областью (7% жителей или 365 тысяч человек и 8% или 148 тысяч соответственно). Не интересуется работой 8% населения Краснодарского края (429 тысяч жителей).
Наибольшее стремление к труду продемонстрировали жители Магаданской области (4% или 5 тысяч человек) и Ненецкого Автономного округа (4% или 4 тысячи человек).
В целом за прошлый год работать не хотели 11,6 млн россиян (в 2017 году их было 12,2 млн). В основном это студенты дневной формы обучения (5,6 млн граждан), пенсионеры (2,1 млн) и ответственные за домашнее хозяйство (2 млн). 1,7 миллионов официально не заняты по другим причинам.
В Москве больше способов не работать
По оценке профессора кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Александра Щербакова, сегодня в стране около 72 млн работающих россиян. «Если на этом фоне посмотреть на величину одиннадцати с половиной миллионов, то, мне кажется, это значительная величина», - сказал эксперт изданию News.ru. А 1,7 миллионов граждан, вероятно, имеют доход, который позволяет избежать трудоустройства, предположил Щербаков.
Сдача недвижимости напрямую отражается на количестве нежелающих работать в столичном регионе, отметил глава центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов. В некоторых домах сдаётся чуть ли не половина квартир. Зачастую сдача в аренду жилья принесёт больше денег, чем упорный труд по специальности, говорит экономист. Колташов не стал бы называть рантье тунеядцами: в случае финансовых проблем столичный арендодатель охотно устроится на работу.
Высокий процент не ищущих работу в Карачаево-Черкесии и Дагестане эксперт объяснил преобладанием в местной экономике натурального хозяйства: там людям проще выращивать продукты и скот, чем мучиться в поисках работы, которой может и не быть.
Ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников считает нежелание трудиться общемировой проблемой. «Как только подрастают минимальная зарплата, пособия и пенсии, определённая часть граждан выбирает жизнь на эти средства, частенько работая параллельно в неформальном секторе. А в Москве таких возможностей достаточно, - сказал эксперт порталу TRUD.RU. – Повод подумать, как увязывать рост минимальных зарплат или пенсий малообеспеченных граждан с их поиском рабочего места». Эксперт привёл в пример Италию. В этом году власти резко подняли пособия, а в обмен человек получал право отказаться от предложений трудоустройства или переобучения только три раза. Хороший стимул поработать, уверен Масленников. Экономист также привёл в пример опыт других стран Европы. «Получаешь повышенную социальную помощь, но не встал на биржу труда? Отработай положенный срок на благо своего муниципалитета», - отметил специалист.
Фактор Карачаево-Черкесии, где 15% населения не хочет работать, Масленников объясняет дефицитом официальных рабочих мест и уклоном людей в теневую занятость.
Общий тренд на равнодушие к работе, видимо, будет нарастать. Чтобы купировать его негативный эффект, нужно продолжать наступление на неформальную занятость и наладить систему переподготовки взрослых. С последним особенно тревожно: сказано много слов, а сделано ничтожно, сказал экономист.