Стремительно набирающие популярность самокаты на электрическом ходу стали удобной альтернативой личному и общественному транспорту в мегаполисах. Однако они не только дарят свободу передвижения, но и представляют серьезную опасность как для своего владельца, так и для окружающих. Мощные аккумуляторы уже позволяют разгоняться до скорости автомобиля, при этом лихачи носятся по тротуарам.
У моего приятеля утро понедельника оказалось испорчено незапланированным посещением травмпункта. Секундная невнимательность, трещина в асфальте — и вот уже его самокат остался позади, а сам он рыбкой летит на бордюр. Ушибы, ссадины, бровь пришлось зашивать. Хорошо еще, парень был в шлеме...
От своей многоэтажки на окраине Одинцово до станции электрички приятель ездил уже тысячу раз, выучил все ямки и кочки, не злоупотребляет скоростью (говорит, опасается ездить быстрее 20 км/ч, да и заряд батареи тает на глазах). Тем не менее, полет состоялся.
Преимущества электросамокатов очевидны: они экологичны, обладают достаточным запасом хода, чтобы на одной зарядке довезти человека от дома до работы и обратно даже в огромной столице. Батарея разрядилась — можно передвигаться, отталкиваясь ногой. Электросамокаты компактнее велосипедов, с ними удобно перемещаться в общественном транспорте. Правда, компактность увеличивает риски: маленькие колеса могут споткнуться о трещинку в асфальте или камушек.
Впрочем, это лишь одна сторона медали. Есть и вторая: почему эта техника оказалась вне рамок правового поля? Напомню, что сегодня для управления даже малолитражными мопедами нужны права категории М, а эксплуатировать электрические самокаты можно вообще без документов. Получается, в первом случае нужно учиться, сдавать экзамены, платить госпошлину и проходить медкомиссию, а во втором — достаточно просто купить двухколесную технику на батарейках. Водители скутеров и мопедов должны соблюдать ПДД, а электросамокатчикам закон не писан. Первых могут оштрафовать, лишить прав, а вторым запросто можно ездить даже в крепком подпитии.
При этом бензиновые скутеры и мопеды зачастую проигрывают своим электрическим собратьям и в динамике, и в максимальной скорости. На российском рынке уже присутствуют модели электросамокатов с заявленной «максималкой» в 90 км/ч! Представьте, какие последствия могут быть при столкновении такого метеора с авто или пешеходом!
Между тем мировой опыт эксплуатации электросамокатов уже довольно богат. К примеру, в Израиле к водителям этого личного транспорта предъявляются те же требования, что и к скутеристам. На самокате с батарейками можно ездить только в шлеме, перчатках, наколенниках и налокотниках. За отсутствие хотя бы одного элемента экипировки — штраф. В результате значительную часть ассортимента магазинов, торгующих электросамокатами, составляет самая разнообразная защита. А у нас — разнообразные приспособления для увеличения скорости и мощности техники.
Официальных статистических данных по поводу ДТП на самокатах в нашей стране пока нет. Потому сошлюсь на цифры из Лос-Анджелеса. Там в прошлом году было зафиксировано 250 серьезных дорожных инцидентов с участием водителей электросамокатов, после которых люди были вынуждены обращаться за медицинской помощью. И в 40% случаев речь шла о серьезных травмах головы.
Так что берегите головы, друзья, — и свои, и чужие! К голове запчасти пока не продаются.