Главная Культура 00:07 08 Мая 2015 3302
«Меня не интересует старое, меня интересует новое»

У великих есть право на несправедливость. Плисецкая им воспользовалась

Сергей Бирюков

2 мая умерла легендарная балерина Майя Плисецкая. На 90-м году жизни. Но до сих пор мне не встретилось ни одного человека, который бы сказал, что горькое событие стало для него ожидаемым. Звучит наивно, но каждому, кто знал Майю Михайловну, почему-то казалось, что Плисецкая — это навсегда.

О Плисецкой, прожившей несколько балетных жизней, гениально станцевавшей на сцене Большого театра всю классику, а потом еще 40(!) лет исполнявшей современную, специально для нее созданную хореографию, об артистке, вокруг которой вращалась вся балетная вселенная (достаточно было посмотреть на программы ее гала-концертов, сверкающих именами главных мировых звезд), написано безбрежно много. Не буду встраиваться в этот хор, просто расскажу о нашей последней встрече. О нескольких фразах, в которых тем не менее отразился характер этой уникальной женщины, которая если уж скажет, то пригвоздит.

Это было 12 апреля, на репетиции открытия Московского Пасхального фестиваля, на котором Денис Мацуев и оркестр Валерия Гергиева должны были играть Второй фортепианный концерт Родиона Щедрина. Великолепное, острое, задорное сочинение, сохранившее нерастраченный молодой напор 1960-х. А на следующий день и вовсе предстояла московская премьера новой оперы Щедрина «Левша». Конечно, Майя Михайловна была рядом с супругом.

На правах давнего знакомого я подсел к Майе Михайловне, в этот момент предоставленной самой себе. Со сцены звучала 27-я симфония Мясковского, поставленная Гергиевым во второе отделение. Мясковский — добротный русский классик первой половины ХХ века с изумительно красивой, пейзажной музыкой. Конечно, не такой остро-перченой, как у его гораздо более популярного современника Прокофьева, тем паче у Щедрина. Но забвение, в котором оказался нынче у себя на родине Мясковский, явно несправедливо. Только я собирался порадоваться перед Плисецкой за симфониста, наконец дождавшегося исполнения, как она вдруг заметила: «Скучная музыка». Я удивился: «Разве взялся бы Гергиев извлекать из архивов скучную музыку?» Майя Михайловна не изменила холодного тона: «Меня не интересует старое, меня интересует новое». Я совершил еще один подход: «Можно же попытаться понять, за что ценят этого композитора». «Мне — пытаться? — в интонации Плисецкой лязгнула ирония. — Зачем?!»

Упершись в этот тупик, я попробовал оживить разговор в другом направлении: «Готовитесь к дате?» «Какой?» — точно выдержав трехсекундную паузу, переспросила Плисецкая. «Ну у вас же день рождения осенью», — мне не хотелось называть эту цифру — 90. «Так это другие пусть готовятся, если им интересно. А я сама ничего затевать не буду». — «Но они что-то делают?» — «Откуда мне знать?» — «Так можно же упустить время, будет поздно собирать программу концерта!» И тут Майя Михайловна, великая актриса, чьим «могучим ураганом все учтено», милостиво приоткрыла тайну своей осведомленности: «Не волнуйтесь, там все в порядке, не упустят».

Наш разговор вновь вспыхнул лишь на несколько секунд на следующий день, за кулисами, во время поздравления Щедрина с действительно блистательной премьерой «Левши» (см. «Труд» от 16 апреля 2015 года, «Щедрин достиг искусности «Левши»). Наполовину в шутку я поблагодарил Майю Михайловну: «Вы очень верно направляете Родиона Константиновича». — «Я — направляю?! — на полном серьезе изумилась Плисецкая. — Он в этом не нуждается».

Никакой игры в жену-командиршу. Уважение к другой творческой личности, нежелание оттягивать на себя хоть часть чужой славы, даже пусть это и супруг. Потому что своей славы ей с лихвой хватило. А в том, что я услышал днем раньше, — громадное, даже вызывающее чувство собственного достоинства. Все творчество Плисецкой — огромная попытка утвердить свое дерзкое искусство на сцене. Ее «Кармен-сюиту», с небывалой откровенностью воплотившую в балете любовь, закрывали на государственном уровне, силами министра культуры Фурцевой — но не смогли закрыть. В 1988-м ее изгнали из труппы Большого театра — она нашла себя с лучшими хореографами мира, которых сама же потом на своих творческих вечерах привела на сцену Большого, простив ему большую несправедливость. Кто-то до сих пор не может забыть ей резких слов о пустых полках советских магазинов и о «социализме, который хуже фашизма». Вероятно, не надо было говорить их с таким раздражением в начале 1990-х — у наших людей и без того хватало поводов для расстройства.

А надо было в 1938-м расстреливать ее отца, ссылать в Казахстан мать?..

Великие не всегда бывают справедливы. Права ли Плисецкая, завещав не хоронить себя, а прах развеять над Россией? Не уверен. Я бы хотел, чтобы было на земле место, хоть простой холмик с фотографией или даже без нее, куда можно было бы прийти поклониться.

Но свое право на несправедливость Майя Плисецкая выстрадала.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9476
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7174
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?