ЛЮДМИЛА ПОРГИНА: "МЫ ДВЕ ПОЛОВИНКИ, КОТОРЫЕ СРОСЛИСЬ НАВСЕГДА"

Николай Караченцов и Людмила Поргина отправляются в Оптину пустынь. А на лето запланирован отдых в Черногории. Об этом и не только Людмила Андреевна рассказала в интервью "Труду-7" накануне 40-летнего юбилея творческой деятельности Николая Караченцова в "Ленкоме".

- Людмила Андреевна, кому принадлежала идея праздничного вечера, посвященного творческой деятельности Николая Петровича?
- Конечно, мне, и театр на это охотно откликнулся. Хотя мы несколько запоздали с этим юбилеем, ведь Коля начал работать в "Ленкоме" в 1967 году, но, сами понимаете, мне хотелось, чтобы он выглядел как нельзя лучше. Я очень рада, что на этом вечере согласились выступать Лайма Вайкуле, Кристина Орбакайте, Женя Моргулис, Олег Газманов, солисты Большого театра, которые будут исполнять песни Николая и свои. Ведь в свое время он записал на радио и телевидении 199 песен, часть которых сейчас издана на двух дисках. Николай никогда не гнушался эстрады, ему нравилось вживую общаться со зрителями, делать из каждой песни музыкальные драматические зарисовки. Недаром за ним закрепилось амплуа синтетического артиста, умеющего скакать на лошади, фехтовать, исполнять разные трюки без каскадеров, а в театре играть как драматических героев, так и комических.
- Вам было обидно, когда в спектакль "Юнона и Авось" ввели другого артиста?
- Это сделали как-то по-тихому, как само собой разумеющееся, когда интересы театра превалируют над судьбой конкретного человека. Я понимаю, что искусство - жестокая вещь, и больным, слабым в нем нет места, но как можно было так безжалостно поступить в то время, когда Коля находился в коме... По-моему, это не по-христиански. По крайней мере Коля такого отношения не заслуживает. Но в трудном поединке с судьбой нам помогала любовь. Он видел, что я не смогу пережить его уход, и поэтому старался выполнять все предписания врачей, через неимоверные усилия учился ходить, занимался с логопедом, только бы порадовать меня. Теперь мы с ним как две половинки, которые срослись навсегда. Да, пока он не может играть, но может чувствовать, видеть, слышать, наслаждаться простыми радостями жизни, и это уже многое. Скоро мы с ним уезжаем в Оптину пустынь, после чего отправимся в Черногорию и будем там до конца лета, а после... Впрочем, не буду выкладывать все наши дальнейшие планы, не дай бог сглазить, актеры - суеверный народ.
- Но речь-то постепенно возвращается к Николаю Петровичу?
- Пока его хорошо понимают лишь те, кто с ним часто общается: я, сын, внуки. Но Коля упорный человек, он будет и дальше работать над своей речью.
- Скажите, Николай Петрович сейчас смотрит свои старые фильмы? Как он на них реагирует?
- По крайней мере особой боли они ему не доставляют. Смеется, когда смешно, сожалеет, что могло бы получиться лучше, просит повторить какой-то фрагмент фильма и тут же начинает его режиссировать по-своему. В общем остроты впечатлений он не утратил, всегда радуется, когда видит интересную работу молодого актера, продолжает переживать и за свой театр, и за искусство в целом. Болезнь не сделала его замкнутым, не опустошила внутренне. Может быть, оттого, что сердце у него доброе, большое...
- В последнее время он стал франтом. Сколько вижу вас в театре, он всегда в костюме, при галстуке.
- Раньше джинсы были любимой рабочей одеждой Коли. Поскольку он вел сумасшедший образ жизни, перемещаясь со скоростью ракеты из Москвы до самых до окраин, то и переодеваться во фраки было некогда. Теперь же каждый выход в театр, на концерт - это большое событие для нас, и мы одеваемся соответственно. Но, поверьте мне, жизнь от этого не стала менее наполненной или скучной. Истинные друзья по-прежнему навещают нас, мы бываем у них. Да и вообще есть много такого, на что можно променять театр, - это жизнь и здоровье дорогого человека.
- Часто балуете его чем-то вкусненьким?
- Коля абсолютно неприхотлив в еде. Его любимое кушанье - это макароны по-флотски и котлеты. Так что гурманом его назвать никак нельзя.
НАШЕ ДОСЬЕ
Николай Петрович Караченцов родился 27 октября 1944 года в Москве. Отец - Петр Яковлевич Караченцов, художник-график. Мать - Янина Евгеньевна, балетмейстер-постановщик. С отличием окончил Школу-студию МХАТ в 1967 году. С того же года работал в театре "Ленком", где одна из главных и самых любимых народом ролей была в "Юноне и Авось". Сниматься начал сразу после окончания школы-студии. Всего сыграл более 100 ролей в кино: "Приключения Электроника" (1979), "Благочестивая Марта" (1980), "Белые росы" (1983), "Человек с бульвара Капуцинов" (1987), "На углу, у Патриарших" (2000). В 2005 году попал в серьезную автоаварию, после которой у Николая Караченцова нарушена координация движений и проблемы с речью. Женат на Людмиле Андреевне Поргиной. Есть сын, внук и внучка.
Людмила Андреевна Поргина родилась 24 ноября 1948 года в Москве, окончила Школу-студию МХАТ в 1972 году, с 1973 года была актрисой "Ленкома". После аварии Людмила Андреевна дала обет обвенчаться с мужем после его выздоровления, что супруги и исполнили в день тридцатилетия их совместной жизни.