До войны в рыбацком селе Преслав располагалась так называемая детская дефективная колония. Сюда, на ласковый берег Азовского моря, привозили детей-инвалидов со всего СССР. Осенью 41-го эвакуировать колонию не успели. Немецкие танки быстро рванули от Перекопа на восток. Немцы спешили к Донбассу и Ростову, им были нужны бердянский и мариупольский порты.
По азовскому песку шли обычные части вермахта и несколько танковых соединений СС. Якобы, фронтовики Манштейна, не участвовавшие в карательных акциях. Зондеркоманды придут сюда позже. Вал фашистского наступления прокатился через Преслав за считанные дни. Когда дым моторов осел и перепуганное село выглянуло из хат, оказалось, что в детской колонии никого нет. Кроватки спальных корпусов стояли пустые. Ветер с моря трепал занавеси разбитых окон и нес по коридорам листы из историй болезней. "Неполноценные" малыши исчезли, и вместе с ними бесследно пропал обслуживающий персонал. По данным Запорожского областного архива - 156 человек. Говорят, что в самом начале войны колония дополнительно приняла большую группу детей из эвакуированных санаториев Крыма.
65 лет все они считались без вести пропавшими. Сегодня здесь действует детский психоневрологический интернат. Конечно, в народе жила легенда о расстрелянной колонии. Только где эти могилы? И вот нынешней весной к дню Победы у Преславского психоневрологического интерната установлен деревянный крест. Бердянский военно-поисковый отряд "Полигон" наконец-то нашел два массовых захоронения. Думали, они где-то в степных балках. Оказалось, детские могилы прямо на территории интерната. Судя по количеству останков, казненных гораздо больше, чем значится в архивном списке. Пулевые отверстия только в черепах взрослых. Похоже, многих малышей закапывали живьем.
Это уже второе сенсационное открытие бердянских поисковиков. За прошлый полевой сезон ребята нашли женский штрафной батальон, в полном составе погибший при штурме немецкой оборонительной линии "Вотан". Хотя до сих пор считалось, что женских штрафбатов не существовало.
Осенью 43-го, когда наши бросили все силы на штурм Киева, немцы уперлись в южный фланг наступающих советских войск. По степи от Азовского моря шла линия "Вотан", названная по имени древнегерманского бога войны. Пришибские высоты, 150 км оборонительных сооружений в шесть полос полного профиля. Сотни дотов, артиллерия, новые тяжелые "тигры". Заново пополненные и переформированные части врага готовились ударить с юга. Тогда русское наступление на Днепре оказалось бы в огромном смертельном котле.
Ставка не имела свободных резервов, вся советская бронетанковая техника, авиация и маршевые пополнения концентрировались на киевском направлении. Но ликвидировать южную опасность нужно было любой ценой. На прорыв "Вотана" бросили штрафников. Цена победы у Пришибских высот - семь штрафных батальонов, полегших в полном составе только у одного села Чапаевка. В том числе женский штрафбат. Поисковики нашли, эксперты доказали, что было такое немыслимое дело. Жутко видеть большой мешок, доверху забитый гребнями для волос. На гребнях выцарапано "Рита", "Таня", "Валя"...
Часть этого батальона передислоцировалась на передовую ночью. В кромешной темноте 319 девчонок заблудились, случайно вышли к немецким окопам и попали в плен. Утром на глазах у русских позиций, прямо на бруствере их посекли пулеметы СС.
А еще в братских могилах и забитых телами степных блиндажах очень много местных мужиков. Мобилизованы после освобождения и, как штрафники, сразу брошены в мясорубку. С одной виной, что жили в оккупации. Свой единственный бой приняли на Пришибских высотах. Так и остались лежать в гражданском.
У здешнего райцентра Токмак поставлен обелиск воинам штрафных батальонов. Первый и единственный во всем бывшем Союзе. Еще на месте самых страшных боев у села Чапаевка украинские власти торжественно открыли большой мемориал. Эскиз для нового мемориала сделал лично Виктор Ющенко.
Оказалось, президент Украины весьма своеобразный художник. 50 гранитных католических крестов, словно польское или немецкое военное кладбище. Картину завершает помпезная каменная стела с надписью "Не будить, их помирила земля". Автор хотел примирения наших солдат с эсэсовцами, расстрелявшими женщин и больных детей?
Сегодня ющенковский мемориал стоит пустым. Чапаевка сама собрала деньги на другой памятник. Солдат со склоненной головой, на бетоне простые слова "Мы помним о вас". Скромно, типично для отечественной провинции. Но именно сюда идет народ в поминальные дни - по сути, отказавшись от "европейского" монумента.