Первым делом в ночь на пятницу парламент республики принял решение об отмене поста главы автономии. Таким образом выполнено давнее требование официального Тбилиси. В 2001 году, когда, собственно, Аслан Абашидзе и учредил для себя спорную должность, центральные власти Грузии объявили ее антиконституционной и неустанно требовали отменить такое решение. Они не без основания опасались сосредоточения в руках Абашидзе необъятной власти, делавшей его слишком сильной фигурой в постоянно нараставшем политическом противостоянии с Тбилиси.
Отныне высшим должностным лицом в Батуми будет председатель Совета министров автономной республики. Лояльную центру кандидатуру на этот пост еще предстоит подобрать. А пока президент страны Михаил Саакашвили назначил руководителем Временного совета Аджарии председателя департамента железной дороги Грузии Левана Варшаломидзе.
Однако куда более важным представляется намечающееся, судя по всему, уточнение статуса и полномочий самой Аджарской республики. Существует опасность, что в эйфории от нежданно свалившейся победы над "заклятым врагом" президент Саакашвили может попытаться вообще упразднить автономию. По крайней мере по телевидению он заявил: "Сейчас не время говорить о том, какой статус должен быть у Аджарии. Проблема не в том, какой у нее статус, а в том, что здесь был режим, который обладал слишком большими правами".
Если решение об отмене автономии Саакашвили все же примет, вряд ли оно равнодушно будет принято не только в Москве и Анкаре, в силу исторических и экономических причин весьма заинтересованных в аджарских событиях. Это наверняка еще дальше отодвинет и без того призрачные попытки урегулирования отношений Тбилиси с другими, по сути, неподконтрольными центру территориями - Абхазией и Южной Осетией. Ведь, пытаясь вернуть мятежные автономии под свою державную руку, лидеры Грузии до сей поры неизменно предлагали непокорным обсуждать именно самые широкие полномочия их республик в обмен на признание целостности страны.
Между тем и в Абхазии, и в Южной Осетии очень быстрое падение режима Аслана Абашидзе вызвало большое беспокойство. Там не без основания подозревают, что теперь ободренный Саакашвили может рискнуть вплотную заняться и ими. Однако ситуация в этих непризнанных республиках коренным образом отличается от аджарской. Прежде всего тем, что подавляющее большинство аджарцев - этнические грузины, естественно, не желавшие воевать против братьев по крови. В Абхазии и Южной Осетии грузин отнюдь не большинство...