Анатолий Бышовец четыре года назад был вынужден покинуть тренерский мостик сборной после поражения в Исландии. Тогдашний вариант национальной команды походил на тбилисскую расстановку Газзаева прежде всего тем, что оба тренера выдвигали на острие атаки номинальных полузащитников - четыре года назад это был Мостовой, теперь - Семак. Оба выглядели в непривычной роли форвардов невразумительно - просто по причине отсутствия специфических навыков игры в данном амплуа. Мостовой в Рейкьявике, помнится, раз восемь залез в офсайд. Семак в тбилисском матче не реализовал такой выход один на один, какой любой приличный форвард должен исполнять с закрытыми глазами, на классе.
От Олега Романцева нынешнему рулевому национальной команды досталось неумение держать удар и достойно встречать неизбежные как в спорте, так и в жизни вообще поражения. Право же, уважения к тренеру никак не могут прибавить ни нелепые потуги объяснить провал предвзятым судейством (так было месяц назад в албанском Шкодере), ни уж тем более неявка на послематчевое общение с прессой. А ведь только-только Газзаевым было обещано, что сборная станет предельно открытой для журналистов, а значит, и для болельщиков. Неужели открытость эта распространяется лишь на дни побед?
Есть у всех тренеров национальной команды последних призывов и еще одна "родовая черта" - неумение выбирать тактику игры против команды, заведомо уступающей в классе, но в то же время высоко мотивированной. Мы уже столько раз обжигались на "футбольных карликах", что впору говорить о хронической болезни. И все же ничья с Кипром при Игнатьеве и вымученная победа в Андорре при Романцеве меркнут на фоне албанско-грузинской катастрофы Газзаева.
И тут пора говорить во весь голос о том, что у этого тренера есть и свои собственные - фирменные, можно сказать, грабли. На них тренер наступает с редким упорством. На это мало обращали внимания, пока он работал только в клубе. В конце концов команд в нашей премьер-лиге 16, да и результата ЦСКА в прошлом сезоне добился весьма неплохого. Но сборная страны потому и называется национальной, что объединяет лучших из "Спартака" и "Зенита", "Локомотива" и "Торпедо", "Динамо" и "Ротора".
Поразительна для современного тренера тактическая скудость газзаевских команд. Игровая схема с тремя защитниками, насыщенным центром полузащиты и активными крайними хавбеками внешне выглядит вроде бы современной. Однако даже в первом дивизионе наставники сейчас ночи напролет просматривают видеозаписи игры своей команды и ближайших соперников. Ведут одновременно поиск противоядия против козырей противника и пытаются приготовить трудноразрешимые сюрпризы своему визави. Первым Газзаев откровенно пренебрегает - он сам признался, что пленку с албанской катастрофой ни разу не смотрел. Возможно, по причине крайней занятости на основной работе в клубе. Оказалось, что не хватило времени и на второе - футбол, предложенный сборной России, был на сто процентов предугадан до начала игры Иво Шушаком, думающим (что, как видим, не само собой разумеется) хорватским тренером в Грузии. Специалистом, к слову сказать, малоизвестным за пределами своей родины.
Сейчас много говорят об эпидемии труднообъяснимых ошибок в оборонительных порядках нашей команды. Но при этом мы почему-то забываем о том, что лучшей защитой издавна считается нападение. Активность команды в наступательных действиях не может не сковывать инициативу соперника, вынужденного заботиться о безопасности собственных ворот. Этой самой активности - что в Шкодере, что в Тбилиси - практически не было. И тут мы неизбежно возвращаемся к тому, с чего начали - с отсутствия нападающих. Почему не играли с первых минут ни Кержаков, ни Сычев? Почему в отсутствие мощных форвардов Бесчастных и Попова не было сделано попытки привлечь в команду очень прилично выглядящего сейчас в "Динамо" нападающего-тарана Булыкина? На эти, как и на многие другие вопросы, Газзаев предпочитает не отвечать: видимо, и ответить внятно нечего.
Голоса о возможной отставке главного тренера сборной России пока еще не звучат. Однако впереди у нашей команды куда более трудные матчи - и прежде всего поединок 7 июня в Базеле с лидером нашей отборочной группы - сборной Швейцарии. Менять рулевого сейчас имело бы смысл, если бы существовала кандидатура специалиста, способного в короткие сроки что-то радикально поменять в игре национальной команды. Но, может, стоит все-таки потребовать от президента РФС Вячеслава Колоскова и самого Газзаева, чтобы они выполнили принятое год назад решение - о недопустимости совмещения тренерских постов в сборной и клубе? Глядишь, тогда и времени для просмотра видеозаписей и обдумывания тактики прибавится, и подход к комплектованию команды станет менее предвзятым.