Под любопытными взглядами обитателей военного городка и уличных прохожих сержант выводит их за территорию части и сопровождает до 7-й и 25-й городских школ, расположенных неподалеку. После занятий ученики в армейской камуфляжной форме возвращаются в казарму. Теперь их родной дом - здесь.
- Мысль создать в нашей части группы воспитанников, которых привычней называть "сыновьями полка", возникла давно, - говорит полковник Павел Овдин, командир 27-й отдельной бригады радиационной, химической и биологической защиты. - Но ведь в обычную казарму их не поселишь, требуется отдельное комфортабельное помещение. Ну а как у армии обстоят дела с финансами - известно. Однако год назад нам наконец помогли областная и городская администрации, некоторые крупные курские предприятия...
"Казарма воспитанников" (это ее официальное название), обустроенная в одной из секций старинного армейского здания, получилась на загляденье. Здесь есть комната для подготовки уроков и других занятий (по армейской программе, особо интересующей воспитанников), комната отдыха с телевизором и музыкальным центром, тренажерный зал, сверкающий новым кафелем сантехнический отсек... Чистота везде - образцовая: ребята сразу оценили заботу о себе и ведут себя соответственно. Первым делом - курить бросили. Кое-кто даже поклялся не прикасаться больше к сигаретам.
Кандидатов в воспитанники в двух школах-интернатах отбирали специалисты комитета образования, а затем ребята прошли через строгую комиссию облвоенкомата. Это необходимо, ведь вся дальнейшая жизнь воспитанников будет, скорее всего, связана с армейской службой. Хотя в соответствии с приказом министра обороны РФ, если кто из них, окончив среднюю школу, захочет продолжать образование в гражданском вузе, препятствовать ему никто не станет.
Полковник Овдин убежден, что для мальчишек-сирот (правда, большинство из них так называемые социальные сироты) армейское воспитание намного благотворнее, чем интернатовское. А сами ребята уже после нескольких дней пребывания в воинской части считают себя, попавших сюда, просто счастливчиками. О своем житье-бытье в армейской части в один голос высказываются с воодушевлением и без колебаний: "Тут совсем другое отношение к нам... Кормежка - во!.. Скучать некогда... Высыпаемся лучше, чем в интернате..."
И только Сережа Осминин во время нашей беседы грустил. Я спросил: почему? Оказалось, ему очень хочется, чтобы и его брата приняли в военные воспитанники.
Полковник Овдин, регулярно навещающий казарму воспитанников, сам не прочь увеличить число "сыновей полка", но исполнению благих пожеланий препятствует "проблема финансирования". Ведь воспитанники в бригаде на полном довольствии, а это бюджетом не предусмотрено. Одна надежда, что изыщут средства местные власти и помогут новые спонсоры.
Из бесед с воспитанниками я понял: армейский образ жизни, жесткая дисциплина, подчиненность командирам их не тяготят. "Мы же детдомовцы, - говорят они, - ко всему привычные, а беспорядок нам надоел". Судя по настроениям ребят, командование бригады подобрало им настоящих отцов-командиров. К примеру, сержант Олег Переверзев так увлекся воспитанием мальчишек, что, когда пришло время демобилизоваться, подал рапорт о зачислении на контрактную службу - продолжать занятия со вчерашними детдомовцами.
Покидая казарму воспитанников, мы с фотокорреспондентом спросили ребят, чего им сейчас больше всего хочется? Ответ был дружным:
- Чтобы скорее начались занятия по военной подготовке, по изучению оружия и выезды на стрельбы. Раз мы в армии, то и хотим быть настоящими военными!