ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Аркадий ИНИН, кинодраматург:
- Теленеделя вполне соответствовала устойчиво солнечной

Аркадий ИНИН, кинодраматург:
- Теленеделя вполне соответствовала устойчиво солнечной погоде и вся была празднично расслабленной. Тон задала утренняя программа ОРТ "Хорошее настроение": молодые симпатичные ведущие, молодые симпатичные корреспонденты на улицах и старшее поколение гостей в студии, лирически грустящее по радостным майским демонстрациям своей юности. Всем предлагалось выдавать праздничные девизы, и крутая группа "Премьер-министр" на прикольный девиз "Мир, труд, жвачка!" получила немеркнущий ответ Тамары Миансаровой: "Пусть всегда будет солнце!"
И на самой демонстрации царило в общем-то благостное настроение. Коммунистические колонны вяло конкурировали с профсоюзными. А из заметных развлечений был только демарш представителей Питера, которые проползли на коленях, символизируя покаяние за переизбыток своих земляков в Москве. Да еще гневно осудили обладателя кучи "Ник", питерский же фильм "Телец" за надругательство над вождем мирового пролетариата.
Впрочем, самого "Тельца" в эти дни на экране не было, а были старые добрые советские фильмы-воспоминания о прошлом, классический набор: "Подкидыш", "Высота", "Максимка", "Три тополя на Плющихе"...
Ну а кульминацией нежной любви и светлой печали "о чем-то дорогом" из прошлого стал вечер Раймонда Паулса под названием "Лучшие песни". Вот уж был "праздник со слезами на глазах", напомнивший, какие песни мы не допели, какую страну потеряли...
Валерий ПОВОЛЯЕВ, писатель:
- Под великие праздники хотелось видеть что-нибудь великое. Но, увы, задача эта - с нынешней перенасыщенностью нашего телеэкрана американской продукцией - невыполнимая.
Как человек, близкий к "книгоделанию", давно уже наблюдаю за маленькой передачей "Библиомания" (ОРТ). Пару раз передача показалась мне пустой, пару раз смешной, пару раз неприлично нелепой (у нас ведь дозволено предлагать зрителю что угодно, вплоть до сборников о сексе для "детей дошкольного возраста" с "картинками", как говорит Е.Петросян), пару раз просто не заслуживающей внимания и т.д. А тут я увидел то, что надо. Передача была посвящена книгам по интересам - от "репетиторов" по русскому языку до энциклопедии мечтателя-рыболова, старающегося поймать на палец двухпудового сома без всякой наживки. Ни пошлятины, ни бредятины, ни сексуального вазелина, ни масляного масла, все по делу.
Позвонил своим знакомым, спросил, что смотрят они. Оказалось, передачи про животных и то, что мы называем, "вокруг света за 20 минут", когда, лежа на диване, можно побывать, скажем, в Южной Африке, а заодно увидеть приличных людей - Дроздова, Сенкевича. Жаль только, передачи эти часто прерывала реклама татуировок и желудочных снадобий. И еще - плохого пива. Все правильно, хорошее, правильное пиво рекламировать не надо.
Олег ИВАНОВ, композитор:
- В эти дни, понятно, на экране было много музыки. Кульминацией стал вечер Р.Паулса: превосходные песни, "живой" вокал, отличное звучание двух оркестров. А еще - игра композитора на фортепиано, ничуть не потускневшая за двадцать лет. Как и его песни, ставшие частью нашей истории. Прежде лучшие песни жили десятилетиями, нынешние - забываются уже через полгода, обретают прикладное значение, становясь "музыкальными обоями". При встречах со зрителями в разных концах нашей страны я постоянно слышу сетования на отсутствие хороших песен.
...Мы как-то разговорились с покойным Микаэлом Таривердиевым о песне. Он мудро заметил, что для появления замечательной песни недостаточно усилий и талантов композитора, поэта и исполнителя. Нужно еще, чтобы была, если так можно выразиться, готовность всего общества, народа к появлению и восприятию будущего шедевра. Я как председатель Госкомиссии не раз принимал выпускные экзамены у молодых исполнителей. Какие таланты подрастают! А потом, скажите, куда они все деваются? Видимо, и тут сказывается та же закономерность: невостребованность, "непопадание" в коммерческий лейтмотив.
Андрей ЗОЛОТОВ, заслуженный деятель искусств, профессор:
- ТВ, отзываясь на новость (смерть тоже всегда новость), возьмет да и полоснет по сердцу. Так случилось в минувшую субботу, когда Россия узнала о кончине Евгения Федоровича Светланова - уникального человека, музыканта, Художника с большой буквы. Наши телеканалы, к их чести, на сей раз откликнулись сердцем на прожитую жизнь и труд Светланова. На "Культуре" обратились к его интерпретации русской классики ("Ромео и Джульетта", "Франческа да Римини" Чайковского, старые телепрограммы т/о "Экран"). Как мгновения истины прозвучали специально подготовленные А.Карауловым на канале ТВЦ фрагменты их беседы. Светланов говорил о музыкальной совести, которая должна править художественным миром, он не жалел себя ("я - человек очень завистливый, это грех"), и в этом своем, теперь уж предпасхальном покаянии, был столь же величествен, как в самые высокие минуты вдохновенной жизни за дирижерским пультом.
Я имел счастье общаться с Евгением Федоровичем в течение 40 лет и отдаю себе отчет, какого масштаба личность возросла в русской культуре и кого мы все потеряли.