ПРОЩАНИЕ С "АЛЧНОСТЬЮ"

Не часто бывает так, чтобы из семи дней недели пять оказались нерабочими. Еще реже случается встреча праздников столь разных, как светский (и во многом советский) Первомай и церковная Пасха. Поэтому, наверное, телевидению на сей раз предстояло решить одновременно две несхожие задачи: предложить зрителям увлекательные, способные удержать возле экранов программы и при этом найти водораздел между сошедшимися "лоб в лоб" праздниками.

Первую задачу телеканалы решали простейшим способом: побольше громкой, лишенной мелодизма, навязчиво бьющей по мозгам попсовой музыки с "поющими трусиками" крупным планом, погуще эротики в забугорных лентах и поменьше разной там духовности.
Редким исключением, которое, как известно, лишь подтверждает правило, выглядел превосходный концерт Раймонда Паулса (ОРТ), где Лайма Вайкуле, Валерий Леонтьев и Алла Пугачева вдохновенно (казалось, что они сами увлечены происходящим не меньше зрителей) исполняли многочисленные (и до сей поры не потерявшие свежести) шлягеры маэстро.
Другой, сравнимой по эмоциональной силе, но прямо противоположной по смыслу радостью праздничной недели стало прощание с "Алчностью" (НТВ). Выпуск во вторник так и назывался - "Конец "Алчности". Передачу, против которой было выпущено столько критических стрел, прикрыли не из уважения к этим мнениям, тем более не из осознания безнравственности такой передачи в стране, где веками проповедовалось, что бедность - не порок и не в деньгах счастье. Ее кончину предопределил снижающийся от недели к неделе рейтинг.
Если б он держался на прежнем уровне, то, поверьте, никакие филиппики прессы, никакие мнения авторитетных критиков, доказывающие творческое убожество этого купленного за немалые деньги "проекта", не помогли бы. Как не помогают они совладать с пошлостью, пронизывающей от первого кадра до последнего телевизионные творения Е.Петросяна. Я не помню ни одного похвального отзыва критики о его "Смехопанораме" (ОРТ). Тем не менее эта незатейливая передача в последнее время обрела свой, если можно так сказать, "филиал" на НТВ. Им стало "Шоу Елены Степаненко", супруги и постоянной участницы всех набивших оскомину теледеяний г. Петросяна. Пока что у этого шоу, говорят нам, неплохой рейтинг и нет надежд, что ему грозит судьба "Алчности".
Наши телевизионщики, зная истинную цену подобных развлекательных программ, с настойчивостью, достойной лучшего применения, ставят их в самое "смотрибельное" время праздничных дней воспитывая таким образом вкусы миллионов (или дурновкусие) зрителей.
В самом деле, редкие попытки представить на неделе что-то духовное, значительное тонули в море низкопробной "развлекухи". Так, на ТВЦ в цикле "Русские женщины" показали два превосходных документальных фильма - "Извините, что живу" и "Катя". Неспешное повествование о простых, неказистых внешне героинях пронизано не только вниманием и любовью к человеку, его внутреннему миру, но и стремлением заразить зрителей теми же высокими, благородными чувствами. Только благотворное воздействие двух скромных документальных лент было нейтрализовано показанным в те же дни и на том же канале четырехсерийным фильмом "Дом надежды". Тут вроде бы главные героини тоже женщины - речь о конторе, подбирающей русских невест для иностранных женихов. Но все происходящее на экране являет собой дурной фарс с множеством пошлых шуточек. Такое впечатление, что главным консультантом сериала выступал Петросян или кто-то из его ближайших сподвижников...
Три последних дня из пяти праздничных пришлись, повторяю, на Страстную неделю. Причем многовековая церковная и народная традиции определили незыблемую драматургию этих дней. День распятия Христа - Страстная пятница, считается самым скорбным в году. Он решительно несовместим с любыми формами веселья. Даже убежденные атеисты - из уважения к верующим - стараются как-то умерить свою страсть к развлечениям в пятницу накануне Пасхи. Не то - наше ТВ. Тут всю неделю, начиная со среды, сочли чуть ли не сплошным карнавалом. На пятницу, скажем, на ОРТ пришелся безразмерный концерт поп-музыки под названием "церемония вручения НАРОДНОЙ (?) премии "Золотой граммофон". Звезды первой, второй и предпоследней величины тоже лезли из кожи (опять же, из трусиков), чтобы потешить публику. Лейтмотивом разухабистого действа звучали слова вполне идиотской песенки: "Ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже". Вероятно, в день, когда происходил "живой" концерт, подобное казалось терпимым, но корректно ли показывать на экране такое в Страстную пятницу?
Вообще на ТВ, кажется, не обращают никакого внимания на смысл, заключенный в каждом празднике. Иначе как понять, что в тот же день на РТР дважды - утром и вечером - выдали программы, приуроченные к Новому Году? Это были "Лучшие моменты Новогоднего огонька" и "Аншлаг. Старый Новый Год". Тут диссонировало не только безудержное веселье в самый скорбный день в году, но и откровенно зимний антураж - елочки в снегу, рождественские гирлянды и прочие зимние причиндалы в пору буйной, похожей больше на лето весны.
А содержание праздничных телепрограмм - что зимой, что весной, что в другие времена года - всегда остается, увы, похожим друг на друга. Чаще всего - агрессивная пустота и пошлость.