На ВДНХ открылась выставка «Царский выезд», посвященная 115-летию гаража императора Николая II
В начале ХХ века по Санкт-Петербургу ползли разговоры: барышни и дамы с неохотой выходят на улицу, где на каждом шагу подстерегает беда, кавалеры тоже пересекают Невский проспект вприпрыжку, теряя котелки, портсигары и калоши. От этих «самодвижущихся тележек» житья не стало! А полиция беспомощно разводит руками: «А что поделать? Прогресс, господа».
Первая «тележка» с бензиновым двигателем проехала по улицам Санкт-Петербурга в 1895 году. А уже в 1904 году в Россию было ввезено аж 115 автомобилей. Пешеходы негодовали. Столичные власти, откликаясь на жалобы, приняли специальные регламентации: «О порядке езды на автомобилях». Похожие документы обнародовали в Москве и Ярославле. А потом и Министерство путей сообщения приняло постановление № 7453 «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». С этих документов, по сути, и берут начало российские Правила дорожного движения — ПДД.
Процитирую часть приказа № 222 санкт-петербургского градоначальника генерал-майора Д.В. Драчевского от 14 ноября 1907 года: «В целях упорядочения уличного движения и безопасности пешеходов по примеру некоторых иностранных городов ввести для нижних чинов полиции короткие белые трости, каковые им иметь во время стоянки на постах, в кожаных чехлах у правого бока на поясном ремне». Так в России впервые с помощью жезла, ставшего в итоге полосатым, и жестов принялись регулировать дорожное движение.
Вынужден констатировать, что еще на заре автомобилизма за рулем встречались и выпивохи, и лихачи. Скоростной режим (примерно 13 км в час) водители игнорировали. Характерными нарушениями правил являлись также езда на автомобилях с выключенными задними фонарями в темное время, отсутствие номерных знаков и злоупотребление подачей звуковых сигналов. Все, как и в нынешние времена...
В середине 1903 года правительство предоставило городам право взимать ежегодный сбор с владельцев автомобилей, что сразу стало заметной статьей пополнения городских бюджетов. Власти придумали остроумный ход: денежный сбор уплачивался при получении номерных знаков, геометрическая форма и цвет которых ежегодно менялись. При каждом «самодвижущемся экипаже» должно было находиться и удостоверение о его исправном состоянии. А проверяли автомобили «тем же порядком и в те же сроки, которые установлены для паровых котлов на пароходах, плавающих по внутренним водам».
Мерой наказания служили штрафы, административные аресты до двух недель и лишение права управления транспортным средством. Так, в Москве в 1912 году за нарушение правил движения на автомобилях полицией было составлено 97 протоколов. 64 из них были направлены в суд, а по 17 наложены административные взыскания. В процентном отношении эта давняя статистика близка к нынешним показателям.
Кстати, еще в «доавтомобильном» ХVIII веке власти озаботились правилами езды. Тогда основным видом правонарушений на дороге считались превышение скоростного режима и битье кнутом прохожих кучерами. В царском указе того времени предписывалось ездить «как в санях, так и верхами смирно», а тех, «кто будет на лошадях скоро ездить, ловить и отводить в полицию, где лакеев бить нещадно «кошками» (четыреххвостые плети с узелками на концах. — «Труд»), а самих помещиков штрафовать денежным штрафом».
P.S. На ВДНХ в зале экспозиции Музея Гаража особого назначения (ГОН ФСО РФ) открылась выставка «Царский выезд», посвященная 115-летию Собственного Его Императорского Величества гаража императора Николая II. Всего лишь 10 лет просуществовал императорский гараж, в котором к марту 1917 года числилось 56 автомобилей. На выставке представлены паровой автомобиль Gardner-Serpollet Typ D образца 1901 года, «Руссо-Балт» Тип К 12/20 HP 1909 года, Hispano-Suiza, гоночный двухместный Benz, Studebaker, Rolls-Royce Тип 40/50 HP 1907 года, Renault AX образца 1908 года и другие. Выставка открыта до 17 апреля.