С 11 по 17 апреля в Москве пройдет первый молодежный фестиваль KINOREX
Его организаторы убеждены: при всем обилии смотров, посвященных музыке в кино (международный - в корейском Чечхоне, наши - в Екатеринбурге, Перми и других городах), ничего подобного до сих пор ни в киномире, ни в музыкальной индустрии не было. Обычно соревнуются готовые ленты. Здесь же сама суть проекта иная – она в том, чтобы помочь молодым режиссерам и композиторам найти друг друга и создать свои оригинальные произведения.
Идея нового фестиваля пришла в голову студентам продюсерского факультета Российской академии музыки имени Гнесиных Никите Брусину и Елизавете Фирулик.
«Друг-режиссер попросил: срочно нужна музыка к фильму, – рассказывает Никита. – Хотя я не композитор (по училищному образованию – кларнетист), пришлось не поспать ночь и с помощью простенькой музыкальной программы сделать нечто звучащее. И тут мне повалили аналогичные просьбы. А я задумался: отчего постановщики в кино удовлетворяются сделанным на коленке саундтреком? Где сегодняшние примеры таких тандемов, какие были когда-то у Эйзенштейна и Прокофьева, Швейцера и Свиридова, Михалкова и Артемьева, Юнгвальда Хилькевича и Дунаевского?»
Ребята встретили поддержку в родной академии. Наладили контакты между студентами Гнесинки и киновузов. Выдвинули заявку на фестиваль – конкурс молодежных творческих проектов «Таврида» и в сентябре 2020 года выиграли там грант. Возглавить оргкомитет согласился известный продюсер Юрий Мацюк. В жюри вошли режиссеры Римас Туминас и Борис Токарев, композиторы Кузьма Бодров, Илья Духовный и Александрас Шимелис, продюсер Максим Полинский. Проект поддержали и Минкультуры РФ, Союзы кинематографистов и журналистов России, радио «Орфей» и газета «Труд»...
Из 200 режиссерских заявок, пришедших со всех концов России, отобрали 18 наиболее интересных и разместили их на страничке проекта. Композиторов (из 70 пожелавших участвовать) допустили чуть больше. Режиссеры по представленным музыкальным трекам выбрали партнеров. И вот 13 апреля снятые 18 короткометражных лент увидит жюри. Из них шесть оно возьмет в финал, где в единственной номинации «За лучший фильм и музыкальное сопровождение к нему» будут выбраны команды-лауреаты. Именно команды – идея фестиваля и состоит в поощрении совместного творчества.
Кроме красивых статуэток, специально к фестивалю изготовленных скульптором Владимиром Сержантовым-Шульцем, спонсор фестиваля «Газпромбанк» вручит свой специальный приз «Лучшее создается вместе» – 300 тысяч рублей. А наиболее интересные музыкальные партитуры сыграет и запишет симфонический оркестр.
Не окажутся ли обиженными те из прошедших в проект композиторов, которым не посчастливилось войти в 18 команд-участниц? На этот вопрос корреспондента «Труда» Никита, Елизавета и другие участники пресс-конференции, проходившей в Мраморном зале Центрального дома журналиста, дружно ответили: ни в коем случае! Во-первых, со всеми поддерживается контакт, чтобы привлекать их в будущие работы. Во-вторых, сами ребята охотно пошли волонтерами на фестиваль, где можно найти много всего интересного и познавательного. В рамках его пройдут открытые мастер-классы известных режиссеров и композиторов – они составят образовательную часть проекта.
А сколько интересного расскажет им тот же композитор Илья Духовный, возглавивший фестивальное жюри! На пресс-конференции он буквально засыпал нас историями, как делается современное кино и почему очень часто зрителю хочется сказать про музыку из фильма: «По-моему, где-то все это я уже слышал...». Так, например, случилось с популярным сериалом «Ликвидация», когда режиссер Сергей Урсуляк настоятельно попросил композитора Энри Лолашвили «сделать что-нибудь в духе Третьей симфонии Брамса». В результате бедняга маэстро схлопотал номинацию на премию «Серебряная калоша» за «плагиат года». Или как постановщики скороспелых лент берут сходный по жанру «ихний» фильм и говорят аранжировщику: надо по-быстрому перелицевать саундтрек – и эта халтура идет в ход...
Собственно, для того чтобы такого не происходило, и придуман KINOREX. Смотр, надеются устроители, даст импульс появлению новой учебной программы «музыка кино», которая, как рассказал ректор Гнесинской академии Александр Рыжинский, сейчас разрабатывается специальной рабочей группой. Пока как курс дополнительного профессионального образования, а в перспективе – и полноценного вузовского.
Ну и, наконец, устроители праздника рассчитывают сделать его постоянным. В этом году только технические сложности, связанные с пандемией, помешали включить в проект заявки, пришедшие из США, Израиля и других стран. В 2022-м KINOREX должен стать международным.