Главная Культура 09:45 08 Апреля 2016 2023
Попутного «Реквиема» вам, культурные туристы

Очередной перекрестный российско-французский год открыли заупокойной мессой Берлиоза 

Сергей Бирюков

5 апреля на исторической сцене Большого театра исполнили «Реквием» Берлиоза – одно из самых грандиозных и самых редко звучащих в России произведений великого французского композитора. Эта масштабная акция объединила Национальный оркестр Капитолия Тулузы и ГАБТ (а именно – хор), что неслучайно: главным дирижером в обоих коллективах является Туган Сохиев. Эффектности афише придало имя весьма востребованного сегодня албанского тенора Саймира Пиргу. И хотя выбор сочинения для старта Российско-французского перекрестного года культурного туризма кого-то может удивить, художественный результат, на взгляд корреспондента «Труда» оправдал затраченные усилия.

Музыку Берлиоза мы знаем крайне неравномерно. Популярнейшая «Фантастическая симфония» – один из мировых оркестровых блокбастеров. Драматическая симфония «Ромео и Джульетта» вряд ли менее ярка, но исполняется уже гораздо реже, т.к.требует наличия нескольких хоров и солистов. То же касается драматической легенды «Осуждение Фауста». И уж совсем раритет – посвященный жертвам июльской революции «Реквием», с его гигантским исполнительским составом, включающим, помимо обычного симфонического оркестра, несколько духовых, размещенных в разных частях зала... Однако не забудем: одно из первых зарубежных исполнений «Реквиема», отделенное от парижской премьеры всего четырьмя годами, состоялось в Петербурге в 1841-м. То есть Россия уже тогда в некоторых художественных проявлениях шла чуть ли не впереди планеты всей. Так что нынешнее исполнение – в какой-то степени дело чести, подтверждение прочности нашей любви к Берлиозу.

Ну и партитура того стоит! Ведь исторически это второй, после моцартовского, из великих реквиемов мира. Появившийся задолго до аналогичных сочинений Верди, Дворжака, Брамса... Притом ярко индивидуальный в своем решении.

Конечно, первое, на что обращаешь внимание – внешние отличия. Например, грандиозность Tuba mirum, с его апокалиптическими перекличками медных групп на ярусах зала. Моцарт здесь обошелся скромным дуэтом баса и тромбона... Или неожиданно мажорный Rex tremendae – светло-грозный гимн, в котором больше света, чем грозы. Или удивительно «жизелевская» по образности Lacrimosa с ее балетно-летящим ритмом 9/8.

Но более важно другое отличие: в «Реквиеме» Берлиоза гораздо больше молитвенности и пространственного ощущения храма. Вместо чудесных арий и ансамблей Моцарта, которые с равным успехом могли быть поручены и лирическим оперным героям, здесь звучат декламационные мелодии, прямо ассоциирующиеся с человеческими голосами во время реальной молитвы. А диалоги-сопоставления хоровых и оркестровых групп – это же продолжение старинной традиции церковных антифонов, дававших молящемуся ощущение огромного пространства, где он един с Творцом.

Особенно необычен Sanctus – прозрачный монолог тенора, начисто лишенный обычного в таких случаях пафоса.

А какая тонкость оркестровых красок, сколько тихого сияния и небесной глубины в струнных дивизи Benedictus, дополняемых парящим соло флейты! Как фантастичны гармонии Agnus Dei, словно уносящие нас во все более далекие и прекрасные горние пространства... Это – мостик к тому же Верди, до поздних партитур которого, однако, не менее 40 лет, и дальше, к экспрессионизму начала ХХ века…

Правда, хор Большого театра, как показалось, не сразу встроился в интонационный мир берлиозовской партитуры. В первых номерах он звучал слишком открыто, в «акающей» манере, да и интонация могла быть поточнее. Голос щедро расхваленного в программке Саймира Пиргу тоже слегка разочаровал сочетанием приторности и матовой стертости... Хотя, может быть, в таком сочинении павароттиевской ослепительности и не требовалось. То же самое можно сказать об оркестре: все звучало грамотно, хотя от коллектива, прекрасно исполняющего ту же «Фантастическую» или импрессионистов, кто-то, вероятно, ждал более яркой игры.

Возможно, будь на месте Тугана Сохиева, допустим, Бернстайн, или Караян, или Гергиев – появились бы и яркость, и ослепительные контрасты, и могучая страсть... Но Сохиев – другой. Он сдержан, интеллигентен и, безусловно, стилен. Ждать от него иного исполнения вряд ли стоит.

В заключение добавим, что концертом в Большом театре Россия и Франция открыли Год перекрестного культурного туризма. О чем в начале вечера со сцены сказали официальные представители обеих стран. Программу года не уточняли, заметив только, что это – крупные обменные выставки, гастроли, фестивали... Возможно, иные остряки не преминут здесь поехидничать на счет того, что столь важное дело ознаменовали заупокойной молитвой. Кто-то даже, вероятно, увидит здесь печальную символику. Мы же давайте просто порадуемся доброй инициативе людей культуры в пору новой волны всемирного отчуждения. 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9471
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7166
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?