Всего второй раз за период существования двух главных киношных премий страны — «Ники» и «Золотого орла» (впервые это случилось в 2006 году, с исполнителем главной роли в фильме «Остров» Петром Мамоновым), стоящие по разные стороны баррикад академики и просто заседающие, пришли к единому решению. Владимир Машков стал обладателем богини Победы за роль в фильме Алексея Учителя «Край», а в январе его наградили птицей с гордым взором. Вольно или невольно, но актер, не входя ни в какие «Союзы» и собрания, стал миротворцем — неспроста имя Владимир обозначает «владеющий миром».

За Владимира Львовича, уже по традиции, «Нику» получил Алексей Учитель. Зато в финале, когда режиссеру самому давали статуэтку, как создателю лучшего игрового фильма «Край», Алексей Ефимович предложил: «Давайте не будет больше делить и враждовать: это и две Премии, и два Союза». Кстати, Машков, который сказал-таки свое благодарственное слово за «Нику» посредством видеозаписи, снимается сейчас в Санкт-Петербурге в роли Николая Второго в российско-французском фильме «Распутин». Его героя — последнего российского императора прозвали в народе «Николай Кровавый» за то, что в святой религиозный праздник он не препятствовал расстрелу рабочих, пришедших со своими требованиями на Ходынку. Машков играет человека, который, может, был и святым, но он не сделал ничего для того, чтобы раньше времени прекратить войны с японцами и немцами, а, между делом, и своими революционерами. Он воевал, а потом мужественно принял смерть, но он вел себя как хозяин огромной и все еще сильной империи. Вот и наши кинематографисты, среди которых великие фигуры, или ведут себя по-царски, и как следствие, называют свою Премию «Золотым орлом»… Или же другие, которые за «Никой», — не упускают ни малейшего повода, чтобы покритиковать, заклеймить, или попросту обругать своих оппонентов. И эта война «Орла» и «Ники», Михалкова и команды Гусмана — продолжается почти десятилетие…

Но, как показывал фильм «Край», есть еще в нашем кино люди, талант которых творит благие дела (неспроста Президент академии «Ника» Алексей Баталов начал церемонию с поздравления с праздником Благовещения). И разве только слепой не отметит, что образ, который создал Машков в фильме «Край», — сильнее, точнее, богаче всех других образов, созданных его соперниками, среди которых Павел Деревянко в «Брестской крепости», Сергей Пускепалис в фильме «Как я провел этим летом»…»

Герой Машкова в учительском «Крае» — вернулся с войны победителем, но без веры, нежности, тепла в душе. Ему хотелось только гнать скоростной паровоз до нового рекорда, чтобы еще воевать, доказывать и быть со всеми в «контрах». Этот путь едва не завел Игната в тупик, если бы не любовь… О том, что наше кино сейчас находится в тупике, где остался только бедный лучик, об этом сказала обладатель «Ники» режиссер Рустам Имбрагимбеков. О глухом невнимании власти к молодым кинематографистам говорил заместитель председателя анти-михалковского «Киносоюза» Алексей Герман-младший… Но жизнь и наша история, порой, в самом неожиданном месте, как это театр Оперетты, где проходила церемония, бросают соломинку, за которую нельзя не ухватиться. Машкова любят все, и даже ведущая «Ники» всегда критичная Ксения Собчак. Любят, потому что Машков любит свою профессию, свою страну, людей, с которыми дружит, режиссеров, у которых снимается… Он выше мелочных дрязг и войн за власть… Михалков тоже, говорят умеет любить, но только очень узкий круг своих приближенных и членов семьи… А «Ника» и ее академики всеми силами пытаются найти любовь среди осколков ненависти, несправедливости, в которой, возможно, и неповинны, да еще среди натиска нового времени… Эту мысль виртуозно провел в своем стихотворении, обращенном к Фелинни, лауреат «Ники» «За честь и достоинство» Сергей Юрьевич Юрский. Увы, мы живем в мире осколков, но есть еще и поэты, и актеры, и режиссеры, и фильмы, которые кого-то зажигают и несут мысль… Пусть даже по краю или на грани…