ПЕНСИИ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПЕПЕЛ

В Саратове многие жалуются, что пенсию им начислили ниже, чем полагалась. А причина одна: при оформлении с них потребовали сведения с места бывшей работы. Но взять эти справки негде: предприятия, где человек трудился, уже нет. Здание продано, архивы исчезли, иные документы просто выброшены на свалку.

Руководители предприятий, переходящих из рук в руки, меньше всего задумывались о трудностях, с которыми вскоре придется столкнуться их работникам. И вот теперь не могут получить архивные справки о зарплате бывшие строители БАМа, газо- и нефтепроводов, заготовители леса на Севере. А на запросы тех, кто работал на предприятиях бывших союзных республик, архивы чаще всего вообще не отвечают.
- Безвозвратно утеряны архивные документы десятков саратовских предприятий: швейного комбината, производственных объединений бытового обслуживания "Маяк" и "Эра", культорга, - говорит директор Государственного архива документации новейшей истории Вячеслав Лобанов. - Каждый год примерно 200 саратовцам из тех, кто к нам обращается, мы не в состоянии ничем помочь. Необходимые им документы не сохранились.
По словам начальника архивной инспекции по Саратовской области Анатолия Герасимова, выброшенные архивы находят в самых неожиданных местах - на чердаках, в подвалах, подсобках. Иногда звонят сами работники предприятия: мол, приезжайте, спасите бумаги. Например, архив бывшего пивзавода (ОАО "Родник") случайно обнаружили во дворе предприятия - листы разлетались по воздуху. Удалось спасти документы уже не существующих кирпичного и метизного заводов.
Чтобы отыскать архив предприятия, которое поменяло название и адрес, часто требуется проводить "оперативные мероприятия". На помощь пенсионерам приходит архивная инспекция, в штате которой всего три человека. Тем не менее они смогли подтвердить стаж работы бывшей учительницы музыкальной школы Тамары Лобановой, благодаря чему ее пенсия подросла на 800 рублей. Архив предприятия "Союз-утиль", где с 1946 по 1950 годы работала Любовь Федорова, инспектора нашли среди документов совершенно посторонней организации. Но такие удачи - редкость.
Уцелевшие архивные документы 140 предприятий сейчас хранятся в Государственном архиве новейшей истории. Это учреждение - последняя надежда тех, кто добивается пересмотра размера пенсии.
- Справка из архива требуется для подтверждения среднемесячного заработка, если человек хочет, чтобы ему рассчитали пенсию на более выгодных условиях, - объясняет начальник отдела отделения Пенсионного фонда по Саратовской области Наталья Малыгина.
Однако на деле Пенсионный фонд требует справку и в случае, если обнаружена помарка или неточность в трудовой книжке. А это происходит сплошь и рядом. Например, работница отдела кадров написала "Наталия" вместо "Наталья". Или расплылась печать, выцвели чернила.
В конце 90-х годов в Саратовской области приняли закон, согласно которому повинного в утрате архивных документов руководителя штрафовали до 75 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда). Однако закон вступил в противоречие с новым Административным кодексом. И теперь штраф "скостили" до 3-5 МРОТ. Подлинное наказание теперь несут пенсионеры, у которых из-за отсутствия документов из рабочего стажа выпали годы.
Дело можно поправить, если в законе о банкротстве прописать обязанности собственника предприятия по сохранению архивных документов. Однако Госдума на такие предложения никак не отреагировала. Видимо, парламентариев их будущая пенсия устраивает.