Сказание о русском богатыре, который 8 сентября 1380 года на Куликовом поле сразился с татарским воином Челубеем, знают все. Меньше известно то, что, по одной из легенд, Александр Пересвет был иноком Борисоглебского монастыря, откуда с благословения Сергия Радонежского и отправился на битву. Быть может, именно из-за этого сам монастырь затем стал пользоваться вниманием "первых лиц" - здесь крестился Иван III, бывал Иван Грозный, сюда приезжал за благословением на освобождение Москвы от интервентов Дмитрий Пожарский.
Неудивительно, что у местных властей созрела идея увековечить память о Пересвете - причем сделать это уже к 4 ноября, когда Россия впервые отметит День народного единства.
И тут неожиданно на горизонте появился президент Российской академии художеств, автор множества масшатабных, но не всегда любимых народом изваяний Зураб Церетели. Почему именно он - никто толком сказать не может. Одни утверждают, что еще четыре года назад, осматривая выставку Студии художников МВД России имени В. Верещагина, Зураб Константинович вдохновился полотном Сергея Ефошкина "Поединок Пересвета с Челубеем перед Куликовской битвой" и стал искать место, где можно поставить памятник богатырю. Другие говорят, что о планах администрации узнал некий московский генерал, который помогает в восстановлении Борисоглебского монастыря, и вовремя "сосватал" властям именитого скульптора.
Как бы то ни было, в феврале Зураб Церетели посетил поселок, сообщив, что памятник сделает безвозмездно, и тот будет представлять из себя десятиметровую металлическую фигуру. Местом возведения была выбрана площадка, где некогда стоял монумент советским воинам, перенесенный в более удобный сквер.
- Изготовление, установка скульптуры, а также частичное благоустройство будет осуществляться за счет благотворительного фонда Церетели, - заверил публику глава Борисоглебского муниципального округа Виктор Дмитриевич Почернин.
Несмотря на это, почти сразу образовалась группа несогласных. Местная газета разместила несколько критических материалов о начинании, на сторону протестующих встали заведующая местным филиалом государственного музея-заповедника "Ростовский Кремль" Марина Кузьмичева и депутат Государственной Думы РФ Анатолий Грешневиков. Выразили свое мнение по поводу судьбоносной идеи и краеведы.
- Дело в том, что само пребывание Пересвета в Борисоглебском монастыре - именно легенда, - говорит заместитель директора областного филиала Российского государственного гуманитарного университета, кандидат исторических наук Александр Викторович Бородкин. - Достоверно известно, что монастырь действительно возник в 1363 году стараниями Сергия Радонежского, который благословил Пересвета на участие в битве. Но по летописям, богатырь родился в Брянске, где ему, кстати, уже давно стоит памятник, и жил не в местечке Борисоглебском, а в Троицкой обители самого Сергия Радонежского. Мне вообще не ясно, зачем строить монумент "под легенду", если есть достойные люди, пребывание которых в Борисоглебском - неоспоримый факт. Взять жившего здесь преподобного Иринарха, который и благословил Дмитрия Пожарского на освобождение Москвы от интервентов. Вот уж кому надо бы соорудить памятник.
Региональные власти занимают обычно в "культурных" конфликтах выжидательную позицию. Но одно дело, когда именитый человек приезжает в гости, и другое - когда намерен здесь что-то строить, не спросив толком хозяев.
- Странная история получается с этим монументом, - говорит заместитель директора областного департамента культуры и туризма Юрий Иосифович Аврутов. - Дело в том, что Борисоглебский монастырь - памятник истории федерального значения. По закону установка любых скульптур на его территории или рядом должна быть согласована с нашим ведомством. Однако никто в департамент пока не обращался... Я вообще отношусь настороженно к его произведениям - огромным, подавляющим. Высота памятника - десять метров, столько же, сколько высота стен монастыря. Не всем, думаю, будет приятно такое соседство.
Что самое забавное, до сих пор официальным инстанциям абсолютно неведомо, каким именно будет грядущий монумент. Ходят слухи, что некие эскизы из мастерской Церетели вроде бы были посланы в поселок Борисоглебский по факсу. Но кому - неясно.
- Я их в глаза не видел, - говорит председатель районного отделения ВООПИиК Александр Станиславович Рыбников, - хотя по закону должно пройти обсуждение проекта местным населением.
Глава округа, правда, такое обсуждение устроить пообещал. Но когда? Скоро народ уже потянется на огороды, в отпуска, а там и детей к школе готовить надо - в общем, не до памятника. Многих настораживает даже "бесплатность" московского дара. Сам-то монумент, может, действительно установят бесплатно. Однако для него надо благоустроить территорию и сделать подсветку. Значит, уверены борисоглебцы, бюджет округа все-таки понесет расходы, и немалые.
Апофеозом событий вокруг проекта стало обращение, пришедшее на днях из Москвы в редакции местных газет. Среди его авторов - такие известные люди, как писатель Валентин Распутин, кинорежиссер Анатолий Заболоцкий, композитор Юрий Клепалов и профессор В. Брюсова. "В последнее время творчество мастерской Церетели столь активно и плодовито, что стало вызывать недоумение не только у скульпторов, художников, писателей, артистов, но и у простых граждан", - пишут они, отмечая, что работе Церетели не место в поселке, поскольку творения скульптора "малохудожественны, зачастую выполнены в нарушение традиций и канонов как русского реалистического искусства, так и православной культуры". Более того. "Не зря Церетели поклоняется авангардистскому безликому и вненациональному творчеству Шагала, Дали, Малевича с его "Черным квадратом", - пишут с суровым пафосом авторы. - Задача модернистов проста - стереть неповторимый лик России, стереть лики и образы героев России".
Нельзя сказать, что "протестная волна", поднятая в маленьком Борисоглебске, да и в кругах столичных патриотов, была проигнорирована самим скульптором. По последним сведениям, Церетели уже откорректировал рост железного Пересвета - теперь планируется, что фигура на постаменте будет возвышаться на шесть с половиной метров. Однако страсти продолжают накаляться.
Ситуация очень похожа на ту, что была весной 1995 года в Ярославле, где местные сподвижники и добрые друзья Церетели решили установить скульптуру Святой Троицы. Общественность тогда возмущалась из-за слишком странной формы изваяний, а также самой идеи запечатлеть в бронзе Отца, Сына и Святого Духа. Были и пикеты, и обращения. Однако власти дали на памятник свое "добро". Потом, как и следовало ожидать, началось глумление - молодежь, проходя мимо "Троицы", охотно кидала в Святую Чашу копейки и пивные пробки, а туристы повадились фотографироваться "в обнимку" с одной из трех ипостасей...
Памятник этот стоит десять лет, но родным для большинства жителей так и не стал. Вот и борисоглебцы боятся "особого видения", присущего столичному мэтру. "Неважно даже, жил ли здесь Пересвет. В любом случае это национальный герой и православный подвижник, - сказал один из противников установки памятника-дара. - Даже если будет организовано обсуждение, то по эскизу многое не разглядишь. И вот представьте: падает осенью покрывало, а под ним, например, конь на курьих ножках и всадник с профилем абрека... Если уж администрации и впрямь захотелось памятник, то пусть его изготовят по православным канонам...
Редакция готова дать слово и тем, кто отстаивает проект Зураба Церетели. В частности, нам интересна точка зрения на конфликтную ситуацию самого скульптора.