ПРОТИВ ЛОМА НЕТ ПРИЕМА

Тот день белгородцы, проходившие в полдень по улице Костюкова, запомнили надолго. На их глазах из окна второго этажа отделения милиции выпрыгнул молодой мужчина и помчался прочь. Беглеца вскоре настигли.

Им оказался рабочий ООО "Салютжилсервис" Владимир Пестун. В тот день его задержали сам начальник уголовного розыска Андрей Пищулин и оперуполномоченный Олег Скобеев. По их словам, у них была информация, что Пестун обворовал парикмахерскую "Фламинго", а также умыкнул в родном "Салютжилсервисе" газосварочный аппарат.
Подозреваемый сразу признался в содеянном. Оперативники не успокоились - потребовали сознаться еще и в воровстве электросчетчиков. Но от этого подследственный решительно открестился. Тогда милиционеры и начали "допрос с пристрастием". Попросту - избиение. В кабинет зашел милиционер с ломом.
- Я понял, - рассказывал Пестун впоследствии суду, - что мне готовят какую-то пытку. Из-за жары окно было раскрыто, и я кинулся к нему...
После неудачного побега милиционеры Пестуна снова избили, затем двое из них, Скобеев и Гай, надели на задержанного наручники, подвесили несчастного на ломе, концы которого положили на два металлических сейфа. А чтобы от боли тот не кричал, ему заклеили рот скотчем. Один из милиционеров (в судебных материалах он назван "неустановленным лицом") раскачивал Пестуна, а два других - Скобеев и Гай - били, требуя признаний. По данным следствия, пытка продолжалась около 40 минут.
Не добившись желаемого, ретивые "опера" предупредили, что если задержанный расскажет хоть кому-нибудь, как его допрашивали, будет еще хуже. А то, что руки висят, как веревки, и все тело в кровоподтеках, - результат прыжка в окно...
Ночевал Владимир в том же превращенном в пыточную камеру кабинете, так как дежурный по отделению отказался принять искалеченного человека в комнату задержанных. На второй день на допросе у следователя протоколы за "обезрученного" подследственного подписывал адвокат. Переправленный в СИЗО, Пестун не мог ни раздеться, ни одеться, ни взять ложку в руки - кормил и одевал его сердобольный сокамерник. Он же передал записку о состоянии Владимира его родителям. И только после их обращения в службу собственной безопасности областного УВД и прокуратуру области началось расследование действий сотрудников милиции.
Само собой оперуполномоченные отвергали "наветы". Но и районный, и областной суды посчитали, что представленных доказательств вины Олега Скобеева и Игоря Гая достаточно. Первый приговорен к двум годам лишения свободы в колонии общего режима, второй - к одному году и восьми месяцам.
Сам начальник угрозыска Андрей Пищулин в суде отрицал свое участие в допросах Владимира Пестуна. Вполне возможно, и не лукавил. Ведь он в это время был поглощен куда более "важным делом" - заботой о собственном обогащении.
Так случилось, что незадолго до случая с Пестуном риэлторы одной коммерческой фирмы обратились в то же отделение милиции с заявлением на некоего Ш., посредника по продаже квартир. Судя по документам, тот представил им явно фиктивного владельца. Оперативная проверка укрепила подозрения. Более того, оказалось, что раньше Ш. продал две квартиры, владельцы которых при странных обстоятельствах были вскоре убиты. Его задержали, и Пищулин сам 12 часов допрашивал подозреваемого, пугая его всевозможными карами. А затем вдруг отпустил, уничтожив собранные материалы проверки. Отделавшийся легким испугом Ш., как утверждают в областной прокуратуре, уже после допросов в кабинете Пищулина совершил еще два убийства ради завладения другими квартирами.
Мыслимо ли - начальник уголовного розыска, имея весомые улики, отпускает задержанного, подозреваемого в тяжких преступлениях? Оказывается, Пищулин просто решил "поправить свое материальное положение" за счет преступника. Попугав Ш. на допросе, он же его и утешил: дело можно закрыть, нужно всего лишь 1300 долларов. Обрадованный Ш. позвонил адвокату, тот привез деньги. Но когда освобожденный Ш. уже садился в машину, из отделения выбежал Пищулин и потребовал "приложение к долларам" - импортный унитаз. Мол, у него как раз дома ремонт, очень нужен...
Покончив таким образом с делом о квартирных махинациях и убийствах владельцев квартир, начальник "угро" долго не скучал. Знакомый адвокат поведал ему о двух братьях Р., имеющих наличными 165 тысяч долларов. Недавно те работали в мошеннической фирме-пирамиде. Пищулин решил "потрясти" и братьев. Устраивал "маски-шоу", переворачивая в доме коммерсантов все вверх дном, незаконно водворял их в СИЗО... И постоянно твердил: заплатите - дело закрою.
Октябрьский районный суд Белгорода приговорил бывшего "правоохранителя" Пищулина к 8 годам лишения свободы. На этом в летописи о ставшем широко известным белгородцам отделении милиции вроде бы можно поставить точку. Увы, не получается. Прокурор области Николай Кондрашов сообщил, что недавно еще двое милиционеров оттуда же стали фигурантами нового уголовного дела - о торговле крадеными автомашинами. А всего в прошлом году суды Белгородской области признали виновными в различных преступлениях 17 сотрудников милиции.
Еще в декабре прошлого года корреспондент "Труда" обратился в пресс-службу УВД области с просьбой о соответствующем комментарии по этим вопросам. Реакция, мягко говоря, оказалась странной. Сперва прозвучали сетования, что, мол, зарплата у милиционеров нищенская, вот и случаются "срывы". Потом возмущение: "Сколько можно мусолить тему "оборотней в погонах"?" Потом руководитель пресс-службы Валерий Фролов пообещал доложить начальнику УВД Николаю Гончарову о просьбе. С тех пор никакого результата.