ОЧНУЛСЯ - ГИПС

В конце прошлого года в столице республики Марий Эл Йошкар-Оле случилась беда. В производственном помещении индивидуального предпринимателя Юрия Солтанова прогремел взрыв. В огне пожара погибли 15 рабочих, 11 были ранены. Следствие установило, что в цехах деревообрабатывающего предприятия, переполненных взрывоопасной пылью и парами горючих лаков и красок, не было ни вентиляции, ни системы пожаротушения. Солтанов арестован. Сейчас расследование по уголовному делу закончено, готовится суд. Но подобные случаи, как выяснилось, могут произойти где угодно.

Почему же на производстве гибнут люди? Этот вопрос мы задали заместителю Генерального прокурора РФ по Приволжскому федеральному округу Сергею ГЕРАСИМОВУ.
- Потому что не исполняются законы об охране труда, Трудовой кодекс. В ходе организованных после событий в Йошкар-Оле проверок наши сотрудники выявили в Приволжском округе 3 тысячи нарушений. В результате приостановлена производственная деятельность 347 предприятий, 1220 человек оштрафованы, а 767 должностных лиц (в том числе руководители многих крупных предприятий) привлечены к дисциплинарной ответственности. Новые капиталисты, выкачивая из приватизированных или вновь созданных предприятий максимум прибыли, мало что делают для улучшения охраны труда работников.
- Это стало новостью для правоохранительных органов?
- Конечно, нет. С каждым годом органы прокуратуры округа пресекают все больше нарушений законодательства в этой сфере. Если в 2003 году их было зафиксировано около 9 тысяч, то в 2004 году - 15,5 тысяч. Это тревожный рост.
Но если бы не прокурорское вмешательство, бед на производстве было бы гораздо больше. В прошлом году прокуроры опротестовали около 2 тысяч (втрое больше, чем в 2003 году) незаконных приказов и распоряжений владельцев и руководителей предприятий, которые заведомо ухудшали условия труда работников. Внесли 3 тысячи представлений об устранении нарушений законов. По нашей инициативе почти 5 тысяч должностных лиц наказаны в дисциплинарном и административном порядке. Только в Нижегородской области это 808 человек, в Саратовской - 668, в республике Татарстан - 723, в Башкортостане - 550. В отношении 256 предпринимателей расследованы уголовные дела, 4 направлены в суды.
- Руководители и предприниматели сознательно идут на нарушения закона?
- Зачастую они думают только о прибыли. Поэтому масса нарушений правил охраны труда обнаружено на автозаправочных станциях в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии, Чувашии, Марий Эл, а также в ряде приволжских областей. Самые распространенные: неисправность электрооборудования, эксплуатация АЗС без лицензии, отсутствие первичных средств пожаротушения, допуск к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж, нарушение порядка уборки и хранения горюче-смазочных материалов. Плачевная ситуация и в сфере предпринимательства, связанного с переработкой древесины. На многих производственных объектах легковоспламеняющиеся материалы хранятся с другим сырьем, нет вентиляции, противопожарной сигнализации... Собственники не хотят вкладывать необходимые средства в обеспечение безопасности. Они эксплуатируют изношенное и, по сути, опасное для жизни людей оборудование, неприспособленные помещения цехов и участков, экономят на службе охраны труда или соответствующих специалистах. Рабочие, в свою очередь, боясь потерять заработок, вынуждены трудиться в жутких условиях, даже не предпринимая попыток отстоять свои права. Все - и работодатели, и работники - надеются на "авось".
- Но предприниматели жалуются, что их замучили проверяющие из милиции, пожарной охраны, СЭС. Зачем же эти визиты, если все остается по-прежнему?
- К контролерам у нас тоже есть претензии. Наша последняя проверка выявила серьезные недостатки и просчеты в их деятельности, повсеместное "амнистирование" нарушителей. К примеру, уполномоченные должностные лица госпожнадзора МЧС РФ часто ограничиваются бумажной работой: вынесли предписание о нарушении и забыли. Именно так было и в случае с предпринимателем Солтановым. Инспектор республиканского Госпожнадзора еще в марте 2003 года, то есть за полтора года до трагедии, нашел здесь серьезные нарушения противопожарной безопасности и предписал остановить производство. Если бы проконтролировал - люди бы остались живы. А теперь против работников Госпожнадзора возбуждено уголовное дело. Не намного строже оказались пожарники в Саратовской области. В прошлом году они нашли почти 14,5 тысячи нарушений, а добились устранения только половины. Виновных можно было бы наказать по статье 19.5 КоАП РФ - неисполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль). Однако за весь 2004 год пожарники составили только 322 протокола. Но и по ним каждый третий виновник остался безнаказанным.
- Даже не оштрафованы?
- Представьте себе, нет. В республике Мордовия, например, в прошлом году инспекторы Госпожнадзора наложили на предпринимателей почти тысячу штрафов на сумму 1 миллион рублей. А взыскали не больше трети. Подобные примеры можно привести и по Башкортостану, Татарстану, Удмуртии, а также Нижегородской, Пензенской, Ульяновской, Оренбургской областям. При таких обстоятельствах говорить о серьезном влиянии органов пожарного надзора на состояние законности не приходится. Впрочем, это же относится и к территориальным органам Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Государственной инспекции труда, Госсанэпиднадзору РФ. Мы, конечно, принимаем к ним меры. Но чтобы реально обеспечить права граждан по охране труда, необходим жесткий контроль за соблюдением законов в этой сфере не только со стороны прокуратуры, но и представителей власти, органов управления и контроля всех уровней.