ОТАРИ АРШБА: МИГРАНТЫ МОГУТ НЕ ТОЛЬКО ЛЕС ВАЛИТЬ...

Недавнее обсуждение Советом безопасности РФ проблемы миграции вновь вернуло ее в фокус

Недавнее обсуждение Советом безопасности РФ проблемы миграции вновь вернуло ее в фокус общественного внимания. Не сказать, что ранее эта проблема была неактуальной - мигранты и связанные с ними плюсы и минусы давно стали частью нашей жизни. Но вот впервые, пожалуй, сам глава государства поставил привлечение мигрантов в страну в ряд приоритетных задач. Демографическая ситуация стремительно ухудшается. Ежегодно россиян становится на миллион меньше. При этом сокращается и число способных трудиться. И оглянуться не успеем, как некому станет работать. Как восполнить дефицит трудовых ресурсов за счет притока мигрантов извне, не нарушая при этом общественную стабильность внутри страны? Этим озабочены не только президент и правительство. В развернувшейся в СМИ дискуссии свои варианты предлагают политики, экономисты, правоведы. И далеко не все из них рекомендуют пойти на смягчение действующих миграционных норм. Пожалуй, наиболее либеральный подход среди участников полемики исповедует член Комитета Госдумы по безопасности от фракции "Единая Россия" Отари АРШБА, специализирующийся на вопросах кадровой политики государства. Думаем, читателям нашей газеты будет интересна точка зрения этого депутата на проблему трудовой миграции.
- Как, с вашей точки зрения, усилить положительный эффект от миграционного процесса и минимизировать его минусы?
- Миграция в нынешних условиях должна рассматриваться государством как часть кадровой политики. Поэтому вопрос о возможности экономической иммиграции просто не стоит. Ей нет альтернативы. Вопрос в том, будет ли она управляемой, легальной и выгодной государству? Или ею и дальше будут пользоваться криминальные дельцы, которые за гроши заставляют вкалывать на себя нелегалов?
Однако нам нужны не просто рабочие руки, а квалифицированные мигранты. И причем в тех регионах, где они востребованы. Именно этот аспект подчеркнул В. Путин на недавнем заседании Совета безопасности.
Чтобы избежать нежелательных приезжих, с одной стороны, а с другой, привлечь необходимых работников-иммигрантов, нужно ввести институт регистрации по месту занятости, а не проживания. Есть конкретная вакансия - ее замещает конкретный иммигрант, который при этом и регистрируется.
В этой ситуации потребуется общероссийский аудит и мониторинг потребностей в профессиональных кадрах реального сектора экономики. Каждый регион России должен определиться: сколько людей и каких профессий ему необходимо. Причем четко просчитать: какое количество он действительно может трудоустроить, наделить жильем, обеспечить хотя бы минимальным социальным пакетом. Вооруженное этими данными государство сможет установить конкретные квоты для каждого региона. А уже потом провести либерализацию миграционного законодательства с целью максимально облегчить въезд к нам иммигрантов нужной квалификации и профессии. Такой иммигрант будет легальным, на учете и под контролем государства. Это выгодно и государству - необходимые рабочие руки в нужном месте плюс налоги, и самому иммигранту.
- Но ведь либерализация миграционного законодательства неизбежно вызовет приток криминалитета...
- Да, под сурдинку к нам могут пролезть нежелательные элементы. Не пустить в Россию вора или экстремиста - задача правоохранительных органов. Можно, например, как это практикуется в странах ЕС, требовать справку о несудимости. Ввести для мигрантов пластиковую карту с идентификационным номером и биометрическими данными.
Но если человек не преступник, ищет у нас лучшей доли и готов честно и добросовестно работать - ему нужно максимально облегчить процедуру въезда.
- Насколько можно судить, наиболее неблагоприятная в демографическом отношении ситуация сложилась у нас в Сибири?
- Что касается Сибири, то здесь не то что нехватка квалифицированных кадров, а вообще дефицит людей. Мы почти потеряли Сибирь, богатством которой столетия прирастала Россия. Чтобы окончательно не утратить этот регион, сюда, как при Столыпине или как в советские времена, нужно звать людей. Голый призыв, расчет на романтику сейчас, конечно, не пройдет. Кто же из теплых московских или питерских квартир поедет за романтикой в "солнечный" Магадан?!
Но ведь можно пригласить сюда, например, наших соотечественников из зарубежья. Их, между прочим, за новоявленными границами оказалось целых 25 млн. человек. И в некоторых странах СНГ им приходится ох как несладко.
В этой связи можно вспомнить опыт становления государства Израиль. Там сумели привлечь десятки миллионов соплеменников со всего света. Давайте объявим Сибирь землей обетованной, а не потерянной землей Санникова! И подкрепим призыв миграционными льготами, созданием сносных социальных и экономических условий. А главное - надо гарантировать переселенцам хорошие карьерные перспективы. Тогда добровольцы точно появятся.
Не стоит бояться и китайцев с корейцами. Вместо того чтобы истерично кричать об их экспансии и мыслить по принципу "ни пяди родной земли пришельцам", нужно отрегулировать их миграцию таким образом, чтобы они осваивали в Сибири то, на что у нас своих рук не хватает. Естественно, этот процесс должен контролироваться, квотироваться и направляться туда, где действительно без сторонней рабочей силы не обойтись.
Причем трудолюбия и предприимчивости выходцам из Китая и Кореи не занимать. Еще в советские времена заезжие корейцы с большим успехом выращивали в Заволжье лук. Да такого качества и в таком количестве, какого здесь никогда не бывало.
Кстати, мигранты - те же корейцы, китайцы, молдаване или узбеки - могут у нас не только лук выращивать или лес валить. Вот сейчас в ходе реализации закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в стране образовано более 24 тыс. муниципалитетов вместо 11,5 тыс. В ближайшее время России потребуется порядка 500 тыс. муниципальных служащих - управленцев и финансистов. И те из мигрантов, кто сознательно осел у нас, выучил язык, получил гражданство и отвечает определенным требованиям, вполне могут стать управленцами. Если прошел конкурс на замещение вакансии, обладаешь необходимыми знаниями и опытом - возглавляй муниципалитет.
- А как вы относитесь к идее амнистии нелегальных иммигрантов?
- Что мы имеем сейчас? Масса неучтенных беспаспортных нелегалов, которые вкалывает до седьмого пота на какого-то дядю, "отстегивающего" нужному чиновнику. То есть работают на частные интересы многочисленных строительных "шарашек" или торговых королей, а не на государственные. Государство с этого ничего не имеет, зато коррумпированный чиновник жиреет.
Думаю, амнистия нелегалов с одновременной отменой пошлины на использование рабочей силы, которую сейчас платит работодатель, была бы целесообразна и экономически выгодна. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, при легализации только одного миллиона мигрантов со средней заработной платой 4500 рублей сумма уплаченных ими налогов в 40 раз превысит сумму пошлин. Нелегальных мигрантов же в нынешней России - около 4 млн. человек.
Кстати, во многих странах периодическая легализация "незаконных" мигрантов - дело обычное. Например, достаточно консервативный президент США предлагает ввести "нулевой вариант" - быстрейшее предоставление гражданства для всех нелегальных иммигрантов, которых, между прочим, в Америке в разы больше, чем у нас. Почему бы и России не пойти по этому пути?