ЖАН РЕНО НЕ ЕЗДИТ НА "РЕНО"

Когда несколько лет назад французскому актеру Жану Рено в Елисейском дворце Жак Ширак вручал орден Почетного легиона за заслуги в развитии киноискусства, то рассказал забавный эпизод, произошедший в Японии. Годом раньше французский президент совершал поездку по этой стране и пригласил составить ему компанию Жана Рено. Как-то они отправились на прогулку по улицам Токио. Так вот на Ширака никто из прохожих внимания не обращал, а вот высоченного актера с недельной щетиной то и дело останавливали восторженные почитатели его таланта и просили автограф...

Пожалуй, сейчас нет более популярного французского киноактера из поколения 50-летних и немного постарше, нежели Жан Рено. Любой фильм с его участием - гарантия большого зрительского интереса. Он нарасхват как в той стране, гражданином которой является, так и в Голливуде. Кстати, сейчас Жан Рено большую часть времени проводит в США, где у него под Лос-Анджелесом в небольшом городке есть свой дом. Там живет его вторая жена Наталья Дышкевич, с которой он, уже актер с мировым именем, случайно познакомился на Елисейских полях в 1996 году, и двое маленьких детей. Правда, и Францию он не забывает, и, как правило, посещая ее, особенно летом, "бросает якорь" неподалеку от Средиземноморского побережья в своем небольшом имении в селении Моссан-лез-Альпиль, что в нескольких десятках километров от Марселя. Там на четырех гектарах произрастают оливковые деревья, урожай с которых собирают местные крестьяне. Они же давят из оливок масло, которое, кстати, в прошлом году получило "золотую медаль" на парижском конкурсе сельхозпродуктов. Как видите, каждому свое: Депардье и Ришару пестовать виноградную лозу, а Рено - не менее древнюю культуру - оливковую ветвь...
А все началось в жаркий полдень 30 июля 1948 года в Касабланке. На залитый солнцем балкон неказистого двухэтажного дома выбежал испанский эмигрант из Андалузии Дон Морено Эррере-Хименес и радостно оповестил всех соседей, что у него родился сын, которого он назвал Хуан. Дон Морено, республиканец по убеждению, покинул родину вместе с женой десять лет до этого, спасаясь от преследований франкистов, и обосновался в Марокко, в то время французском протекторате. Так что по крови актер, которому в будущем суждено получить одну из высших наград Франции - 100-процентный испанец, правда, впитавший в себя с детских лет язык и культуру страны Мольера и Дидро. Тем более что в 10-летнем возрасте его отправили на юг Франции: врачи нашли у мальчика астму и посоветовали его родителям определить Хуана на лечение в место с горным климатом.
- Я уехал из Марокко для того, чтобы стать актером, - делился будущая "звезда" своими мыслями в одном из интервью. - Но на самом деле причины были куда глубже. Мне надо было найти самого себя. Я не был настоящим андалузцем, как мои родители, не марокканцем, и скорее всего даже не французом, хотя имел гражданство этой страны. Я мог, конечно, взять курс на Америку, но меня охватывала оторопь перед такими именами, как Марлон Брандо, Джон Уэйн...
Так Хуан оказался в Париже. Его "парижские университеты" мало чем отличались от тех, которые приходилось проходить тысячам амбициозных и талантливых молодых людей из провинции. Чтобы заработать на жизнь, ему приходилось торговать страховыми полисами, парфюмерией, предметами роскоши в магазине для японских туристов, был фотографом. Но ни на секунду не забывает о своей мечте и стучится во все двери. Так судьба сводит его с актером Дидье Фламаном, вместе с которым они создают актерскую труппу, и отправляются в турне по стране. В перерывах Хуан предлагает свои услуги в кино и на телевидении. В 27 лет ему в конце концов режиссер Жан-Поль Каррер предлагает маленькую роль свидетеля автокатасрофы в телефильме "По тайне каждый день". На всю жизнь актеру запомнились слова, произнесенные им в свете софитов: "Он мчался с бешеной скоростью и не успел вовремя затормозить". То была первая в кино и, кстати, единственная в той ленте произнесенная им фраза. Рубикон был перейден, и Хуан Морено решает... изменить свое имя. Он заметил, что фамилии и имена многих крупных актеров, таких как Ален Делон или Жан-Поль Бельмондо состоят из одинакового количества букв (естественно, во французском написании"). Поэтому он решает таким же образом преобразить собственные - на французский манер. Так Хуан превратился в Жан (Jean), а Морено укоротил на первый слог и получилось Рено (Reno).
Судьбоносными в 1981 году для актера, который успел к этому времени жениться первым браком на парижанке Женевьеве (от нее у Рено двое уже взрослых детей), стали съемки комедии "Новички на больших маневрах", где первым помощником режиссера был Люк Бессон. Молодые люди подружились и это стало началом большой карьеры как для одного, так и для другого. Жан Рено сыграл в шести лентах Люка Бессона, но эпохальными стоит считать две из них. Это "Глубинная синева", которая получила "Золотую пальмовую ветвь" в Канне в 1988 году, и "Леон" в 1993-м. Если в первом Жан Рено играет опытнейшего аквалангиста, амбициозного Энцо, то в "Леоне" - это крутой парень, профессиональный убийца, но с благородным сердцем, который готов отдать жизнь за девчонку-подростка, оказавшуюся под прицелом бандитов-негодяев. Собственно, это последнее амплуа и вывело французского актера с испанскими корнями на высочайшую международную киноорбиту.
С тех пор у него нет отбоя от предложений. Он снимается как во Франции (достаточно вспомнить такие ленты, как "Ягуар", "Разница во времени", историческо-фантастическую комедию "Пришельцы"), так и в Голливуде, где его партнерами стали Роберт де Ниро - в "Ронине", Том Круз - в "Миссия невыполнима". Казалось, от такого успеха у любого могла закружиться голова. Но не у Жана Рено. Он сторонится светских тусовок, любит проводить время в кругу семьи и друзей, которые одни и те же с давних-давних времен.
Актер к тому же обладает недюжинной деловой хваткой и, как правило, обходится без посредников, когда обговаривает финансовые условия того или иного киноконтракта. Так, за участие во второй серии "Пурпурных берегов" французского режиссера Оливье Даана он получил 1,3 миллиона евро, что в четыре раза больше, чем гонорар самого постановщика. Понятно, что американские ленты дают Жану Рено еще более солидный доход. Так, за "Ронина" ему был выписан чек на четыре миллиона долларов. Помимо ролей в кино, Жан не брезгует рекламой, особенно в Японии, и сопутствующим ей пиаром. Говорят, он не погнушался 30 тысячами евро, когда его пригласили в Москву с тем, чтобы похвалить качество одного известного сорта водки. К этому стоит добавить ряд продуктов с маркой актера. Так, организован выпуск очков "Жан Рено" - всего их 17 моделей, по 150 евро за пару, а не так давно появился на прилавках одеколон для женщин "Жан Рено любит вас".
Женщины отвечают мировой "звезде" тем же, но он верен своей Наталье. В этом году Жану Рено исполняется 56 лет, а это значит, что сниматься в кино он будет еще четыре года. "В 60 поставлю точку в кинокарьере и посвящу себя семье", - заявил он совсем недавно. Наверное - скульптуре, которой по-серьезному занимается последние годы.