СКАЖИ МНЕ, НАД ЧЕМ ТЫ СМЕЕШЬСЯ...

Не я один заметил: отмечавшийся в минувший четверг День смеха прошел на телеканалах почти незамеченным. Не было приуроченных к этой дате премьер юмористических передач. Не было непринужденного веселья. Не было привычных розыгрышей.

Впрочем, отсутствие подобных программ в сетке вещания объяснить несложно. Ведь в последнее время 1 апреля на крупнейших телеканалах случается фактически по два раза в неделю. По субботам и воскресеньям. Если к ним добавить еще и пятничный вечер, то получится, что развлекательных передач - концертов поп-музыки, разных там "Аншлагов", "Кривых зеркал", "Смехопанорам", "Золотых граммофонов" - хоть пруд пруди.
Так что дело вовсе не в количестве программ, пришедшихся на 1-е. Дело, скорее, в их качестве. В тех эстетических стандартах, что воплощаются в телевизионном юморе. "Пипл хавает", - радостно констатировали лет десять назад представители молодого в ту пору российского шоу-бизнеса. Теперь вот приходится пожинать плоды оболванивания этого самого "пипла".
Жертвами такого поворота дел нередко становятся сами артисты смешного жанра. Скажем, в субботнем "Бенефисе Клары Новиковой" ("Россия"), снятом в громадном концертном зале, были заметны колебания зрительской реакции: пока актриса пыталась представить в своих номерах нечто нестандартное - публика оставалась холодной, как только она обращалась к пошловатым эстрадным штампам - аудитория взрывалась раскатами смеха.
К сожалению, телевизионщики в большинстве своем этим и руководствуются. Странно было слышать в четверговом выпуске "Даты" (ТВЦ), где решили представить историю нашей разговорной эстрады последних тридцати лет, рассуждения ведущей насчет того, что юмор великого Аркадия Райкина сегодня устарел. Такой вывод журналистка сделала на основании реакции полутора десятков зрителей, собравшихся в студии.
Впрочем, умный, проникающий в глубь явлений, требующий от зрителя ответной мыслительной "работы" райкинский юмор (как и юмор Михаила Жванецкого или Геннадия Хазанова, упомянутых в передаче) сегодня не пользуется у массовой публики былым успехом. Недаром последний из названных мастеров недавно публично заявил о прекращении своей эстрадной карьеры. Артист благородно принял вину за случившееся на себя: мол, нет на концертах прежних аншлагов. Но если попытаться понять истинную причину падения вкусов, то нельзя из этого процесса исключить ТВ.
Как справедливо заметил юморист Святослав Ещенко в одном из выпусков "Синего троллейбуса", телеэфир настолько зомбирует нынешнего зрителя, что тот идет на "живой" эстрадный концерт лишь для того, чтобы подтвердить свои телевизионные впечатления. Сегодня поменялись местами не только понятия "высокого" и "низкого" юмора, но и оригинального искусства и его технической копии.
А ведь так было не всегда. На минувшей неделе на Первом канале в двух выпусках "Звезд эфира" вспоминали о замечательной юмористической программе "Веселые ребята" Андрея Кнышева и Виктора Крюкова. В советское время судьба пронизанной нескрываемым сарказмом передачи была нелегкой: за десять лет в эфир вышли всего лишь семь ее выпусков. Причем, что немаловажно, "Ребята" отличались поисками истинно телевизионных средств выразительности, невозможных ни в кино, ни на "живой" эстраде. Подобным же теленоваторством отличались и памятные зрителям со стажем произведения Евгения Гинзбурга - "Волшебный фонарь" и "Бенефисы".
Жаль, что программы эти нынче не повторяют в эфире. Возможно, телевизионщики не делают этого, опасаясь провала: уровень нынешней публики, взращенной малым экраном, таков, что она может напрочь не понять заключенного там юмора.
Завтра в вечернем публицистическом ток-шоу "Народ хочет знать" (ТВЦ) будет обсуждаться тема: "Кто защитит зрителя от телевизионной агрессии?". Я не знаю, кто приглашен на разговор и в какую сторону он пойдет. Но, уверен, не обойтись тут без оценки юмора, который навязывает зрителям телевизионный эфир. Почти три дня каждую неделю.