ВАРШАВСКАЯ МЕЛОДИЯ

Недавно принятый пакет мер польского правительства, по сути, подробный план вывода экономики страны на очередной подъем.Эти меры должны придать второе дыхание развитию малых и средних предприятий.

В этом секторе хозяйства стали возникать все большие трудности - слишком мало новых рабочих мест там создавалось, и в результате безработица в стране превысила отметку в 15 процентов. Был принят специальный закон для "мобилизации" крупных предприятий на то, чтобы вовремя и сполна расплачиваться по долгам с множеством своих партнеров в лице малых и средних фирм. Этот закон позволил им беспрепятственно бороться в судах против солидных контрагентов-должников, но он, увы, пока плохо работает. Дело в том, что небольшие фирмы опасаются выступать против "акул рынка", чтобы не потерять заказы.
- Если два гребца гребут в одном темпе, лодка летит вперед. Если один снизит темп, второй должен к нему приспособиться, иначе лодка начнет крутиться на месте. Польской экономике грозит такое кружение, - считает министр финансов Марек Белька, основной творец пакета.
Правительственный план предусматривает расширение системы кредитных поручительств и заемных фондов для некрупных фирм и одновременно смягчение придирчивого государственного и ведомственного контроля. В этом ряду мер - отсрочка налоговых платежей для новичков в предпринимательстве, продление в несколько раз срока внесения таможенных платежей, упрощение налоговой и статистической отчетности, снижение госпошлин.
В начале так называемого периода трансформации (перестройка по-польски), берущего отсчет с 1989 года, существенным козырем преобразований стали мобильность поляков, склонность к риску, их зарубежные связи. "Туристы", нелегально работавшие в Швеции или Германии, стали быстро обогащаться на торговле контрабандным товаром. Шанс им дал принятый в декабре 1988 года, еще при социализме, закон, который предусматривал либеральные правила создания и регистрации частных фирм. Поначалу польским частникам достаточно было того, что они могли купить доллары в обменном пункте и выехать с ними в Берлин. Это было время "челноков", мелкой контрабанды, использования прорех в таможенных правилах, торговли с рук. Следом шло создание собственных магазинов, закусочных, пивных.
Польские предприниматели не осели в теневой экономике, а сумели закрепиться в легальном бизнесе. Они стали декларировать доходы, платить налоги и, что самое важное, вкладывать прибыль в развитие своих малых фирм. В стране возникло несколько миллионов (!) малых предприятий. У свободного рынка не было противников, но у него были свои жертвы. Большинство этих предприятий вскоре разорилось и покинуло сцену. Однако сохранилось достаточно много предпринимателей, способных дать новый толчок.
В ходе малой приватизации по плану Бальцеровича, тогдашнего министра финансов, сотни тысяч мастерских, отелей, магазинов, ресторанов, ранее находившихся в собственности местных властей, были срочно распроданы в частное владение, в основном их же работникам. Мало того, разрешили продажу этих предприятий в рассрочку! В таком случае первый взнос составляет 35 процентов договорной цены, а оставшаяся сумма с процентами должна была выплачиваться в течение пяти лет. Приватизация путем аренды оправдала себя, став одной из наиболее популярных форм разгосударствления.
Карта сегодняшней Польши густо усыпана небольшими магазинами, ресторанами, пабами, пиццериями, кофейнями, барами быстрого обслуживания. К примеру, только на Старом Мясте Кракова, то есть в самом центре города, зарегистрировано 2300 "гастрономических точек", как их здесь в шутку называют. В последнее время повысился престиж заведений, которые создают солидные компании или... богатые мафиози. Они регулярно бесплатно кормят знаменитых актеров, писателей, политиков, на которых могут поглазеть посетители, вынужденные платить очень высокие цены.
Но в большинстве своем "гастрономией" занимаются семьи, создавшие скромные фирмы, в которых муж отвечает по долгам жены, а жена - по долгам мужа. Мода на уютные небольшие ресторанчики не угасает в Польше. Соответственно растет и стоимость их арендной платы. Владельцы таких "точек" жалуются на социальные нормативы, сохранившиеся со времен народной демократии и требующие, чтобы обязательно была, скажем, "комната для завтраков", где персонал может перекусить. К тому же муниципальные власти воспринимают владельцев "гастрономии" не иначе как дойных коров, поднимая всевозможные платы в местные бюджеты.
Чтобы нейтрализовать местных гангстеров, а попросту вымогателей, приходится нанимать сотрудника спецслужбы, который после своей основной работы занимает столик у входа и отпугивает рэкетиров уже тем, что они знают: он из спецслужб и с ним лучше не связываться. Платят такому охраннику в центре Варшавы до тысячи долларов в месяц.
Но это подробности тактики, а с точки зрения стратегической за десять с небольшим лет малый и средний бизнес так окреп, что стал участвовать в приватизации даже крупных государственных предприятий, приобретая пакеты акций как третья сторона.
Сейчас в Польше насчитывается около 2,5 миллиона единоличных предприятий и простых товариществ. Они дают заработок каждому четвертому поляку и производят около 27 процентов валового внутреннего продукта. А в целом частный сектор приносит 65 процентов национального дохода.