Маленький поселок Талакан, что в Амурской области, практически никому не известен - его не найти на карте Российской Федерации. В последнее время он напоминал о своем существовании разве что забастовками строителей, которым подолгу не выплачивали заработную плату. Правительство периодически получало с Дальнего Востока письма от амурского губернатора. В них глава области сообщал о том, что еще в 1983 году на реке Бурее началось строительство новой ГЭС. Из-за отсутствия финансирования оно остановилось. В свое время стройка была внесена как приоритетная в две федеральные целевые программы. Причем одна - "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы" получила статус президентской. Но эти "привилегии" эффекта не дали.
На Дальнем Востоке тепловая и электрическая энергия производится на тепловых электростанциях, для которых из-за дефицита топлива завозится до девяти миллионов тонн угля из других регионов страны по завышенной цене. Этот подход не только не решает проблему нормального топливоснабжения электростанций и энергообеспечения потребителей, которое осуществляется в условиях жесткого лимитирования, но и негативно отражается на экономике Дальнего Востока. Высокие тарифы на электроэнергию, большие неконкурентные цены на продукцию предприятий приводят к свертыванию многих производств, росту социальной напряженности в регионе.
В прошлом году строительство Бурейской ГЭС остановилось. Техника не могла работать без топлива, а на его покупку просто не было денег. Да еще и строители забастовали - как жить без зарплаты? Не работали больше двух месяцев в самый удобный для строительно-монтажных работ летний период... Однако эти месяцы - капля в море по сравнению с тем, что сооружение станции длится вот уже 17 лет. За это время, как отмечают специалисты, началось старение и деградация основания и различных элементов объекта. Многие специалисты, начинавшие строить ГЭС, ушли на пенсию...
Ситуация, однако, изменилась в лучшую сторону. Еще весной прошлого года на Дальнем Востоке начался рост энергопотребления. Промышленность ожила за счет хорошей конъюнктуры цен на международном рынке. Большую роль сыграли и скидки на железнодорожные тарифы, предоставленные Министерством путей сообщения РФ. Но этого было недостаточно. Чтобы производить конкурентоспособную продукцию, необходима в первую очередь дешевая электроэнергия. Именно ввод Бурейской гидроэлектростанции в строй действующих обеспечит энергетическую независимость и безопасность Дальнего Востока, а также создаст базу для выхода на энергетические рынки стран Юго-Восточной Азии - ведь эта гидроэлектростанция войдет в десятку крупнейших в стране. Она обеспечит энергоснабжение Амурской области, Хабаровского и Приморского краев, сократит потребление топлива в этих регионах на 2,5 миллиона тонн ежегодно, а это позволит высвободить немалые финансовые средства. За счет строительства будут предотвращены наводнения в поймах рек Буреи и среднего Амура, улучшатся экологические условия жизни населения. Появятся новые рабочие места, а значит, и социальные вопросы станут менее острыми. По представленным подсчетам, ГЭС в состоянии вырабатывать более семи миллиардов киловатт-часов энергии в год. Излишки можно будет пускать на экспорт - Китай вроде бы уже готов стать оптовым покупателем.
Завоз угля на Дальний Восток всегда проходит как ЧП. Летом, когда идут перевозки, обычно не хватает денег. Они появляются только зимой. Но в это время трещат морозы, резервы топлива остаются чуть ли не на сутки-двое. Выходят из строя котельные, отопительные системы. Власти начинают принимать чрезвычайные меры, обстановка накаляется. Бывало и такое, что останавливали и выгружали экспортные составы с твердым топливом. За этим следовали серьезные объяснения с иностранными фирмами, крупные штрафы. Но даже эти крайние меры спасали не всегда. Без электричества жители Хабаровского края и Приморья уже зимовали несколько раз...
Поэтому и было принято решение о форсировании строительства Бурейской ГЭС. По расчетам специалистов, пуск гидроэлектростанции решит проблему энергоснабжения Транссиба. В ближайшем будущем ожидается его полный перевод на электротягу, железнодорожному транспорту также необходима дешевая электроэнергия. При таком условии возможно снижение тарифов на перевозки. Пока же в каждом регионе, где проходит Транссибирская магистраль, существует своя ценовая политика. Одни идут на компромисс с железнодоржниками и устанавливают разумные цены на электроэнергию, другие, наоборот, не уступают. Ведь даже после того, как было подписано соглашение между Министерством путей сообщения РФ и РАО "ЕЭС России" о централизованных расчетах за электроэнергию, с ним не все согласились...
Бурейская ГЭС интересна железнодорожникам и тем, что она повысит надежность электроснабжения. Поэтому МПС решило принять долевое участие в финансировании стройки. Для этого путейцы планируют выделить 100 миллионов долларов на компенсационной основе в течение 2000-2003 годов. Рассчитываться энергетики будут после запуска гидроагрегата киловаттами. Для РАО "ЕЭС России" Бурейская ГЭС - один из крупных инвестиционных проектов со сметной стоимостью в 1,4 миллиарда долларов. В конце прошлого года совет директоров РАО включил его в первоочередные. По словам Анатолия Чубайса, идут поиски серьезного крупного инвестора. Переговоры ведутся с Канадой, Китаем. Однако до сих пор свое долевое участие в стройке РАО "ЕЭС России" не осуществило. МПС, со своей стороны, выполняет все обязательства по финансированию строительства. Прошлой осенью железнодорожники вложили в объект 10 миллионов рублей, а весной этого года направляют еще 40 миллионов. Но МПС не может взять на себя все бремя затрат по строительству, а когда о гидроэлектростанции "вспомнит" РАО "ЕЭС России" - неизвестно...
Министр путей сообщения Николай Аксененко совершил рабочую поездку в Амурскую область для того, чтобы определить возможную дату пуска ГЭС. Строители способны освоить в год 600 миллионов рублей капиталовложений. И если задержек с финансированием не будет, то первый гидроагрегат можно будет запустить уже в 2002 году. Рабочее колесо турбины для него уже изготовлено на Ленинградском механическом заводе и идет на ГЭС через Суэцкий канал, Индийский и Тихий океаны.
...А в поселке Талакан тем временем кипит работа. На стройку без перебоев поступают необходимые цемент и мазут. К 10 апреля уложили порядка 20 тысяч кубометров бетона. Всего же в плотине их должно быть 600. Строители рады тому, что к ним вернулась работа и заработки. И уповают на то, чтобы Министерство путей сообщения России не ослабило внимания к гидроэлектростанции и области в целом, которое уделяет сейчас...
Хочется верить, что вскоре Амурская область - основной аграрный регион на Дальнем Востоке, где производится почти треть его валовой продукции, богатый полезными ископаемыми, будет располагать еще одной из крупнейших гидроэлектростанций страны. Ее энергия вернет жизнь и Байкало-Амурской магистрали.