На этой неделе президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев неожиданно сменил действующий кабинет министров. Принял отставку премьер-министра сначала даже без объяснения причин.
Этот кабинет просуществовал всего год и, казалось бы, мог тянуть лямку далее. Но при инаугурации нового премьера Токаев все-таки дал объяснения: «Правительство должно играть новую, важную роль. Мы должны уметь противостоять новым вызовам, правительство должно быть готово к этому. Необходимо придать новый импульс его деятельности, общественность этого также ждет. По этой причине я принял заявление об отставке Алихана Смаилова».
Очевидно, президент республики сделал выводы из кризиса 2022 года и не стал ждать, пока накопятся новые противоречия в обществе, связанные с экономическими и социальными проблемами. Позади остались форс-мажоры – пожары в Абайской области, коллапс ЖКХ в Экибастузе, аварии на шахтах в Караганде, землетрясение в Алматы. Разобраны завалы, оставшиеся в наследство от долгого правления Нурсултана Назарбаева, обозначена борьба с коррупцией в правящей верхушке. Экономика Казахстана вроде бы адаптировалась к конфликту, идущему на постсоветском пространстве, сохранив пуповину с ЕАЭС, ШОС и СНГ и не выпав при этом из системы глобальных финансов и технологических цепочек. Но острейшие проблемы никуда не делись.
Новым, 13-м по счету премьер-министром стал Олажас Бектенов, юрист, близкий к президентскому кругу восходящий чиновник. Он руководил администрацией президента с апреля 2023-го, а до того семь лет работал в структуре Антикоррупционной службы, которую возглавил после громких январских событий 2022 года. Его характеризуют как системного и требовательного руководителя. А главное, Олжас Бектенов пользуется полным доверием лидера страны. Токаев к концу своего президентского срока должен продемонстрировать видимый прогресс в экономическом развитии Казахстана, и молодой премьер-министр призван ускорить реализацию ключевых целей, в том числе по выстраиванию экономической самодостаточности страны.
В сентябре президент Токаев уже пояснял, что основной упор будет сделан на ускоренном развитии обрабатывающего сектора. Казахстану следует сфокусироваться на таких направлениях, как глубокая переработка металлов, нефте-, газо- и углехимия, тяжелое машиностроение, конверсия и обогащение урана, производство автокомпонентов и удобрений с максимальной опорой на собственные сырье и кадры.
В составе нового кабинета свои посты сохранили три человека: Токаев переназначил Мурата Нуртлеу министром иностранных дел, Руслана Жаксылыкова - главой министерства обороны, а на должности первого вице-премьера оставили Романа Скляра. Под самодостаточности республики понимается способность Казахстана отстаивать экономический и политический суверенитет даже в критических ситуациях. И тут не лишним будет вспомнить, что масштабы финансирования американскими структурами казахстанских НКО резко выросли за последние два года. Выдавая гранты на «продвижение демократии», госдепартамент США продвигает план по вытеснению России из дружественной Центральной Азии. Казахстан три года назад официально стал региональной базой для проектов американского USAID, которое учредило «Казахстанское агентство международного развития» (KazAID). Если в 2021 году на проекты USAID в Казахстане выделялось 15 миллионов долларов, то в 2023-м бюджет скакнул до 50 миллионов.
Флагманским американским проектом стал «Достык» - программа, направленная на привлечение молодых лидеров из стран Центральной Азии. А с 2022-го посольство США сосредоточилось на работе с местной прессой и блогерами. В минувшем году KazAID получил 12млн долларов на «повышение уровня медиаграмотности населения». Не дремлет и аналитический центр CAPS Unlock, к созданию которого, как и к интернет-журналам Vlast.kz, Factcheck.kz., Media CAMP приложил руку известный манипулятор Джордж Сорос. Со всем этим новому правительству придется считаться, и вряд ли ему дадут работать без оглядки и надзора.
Новый премьер-министр после назначения заявил, что главной задачей правительства является поддержка казахстанского бизнеса. Его российский коллега Михаил Мишустин уже провел первый телефонный разговор с Олжасом Бектеновым. Оба подчеркнули важность развития российско-казахстанского торгово-экономического сотрудничества и укрепления интеграции в Евразийском экономическом союзе. Без ЕАЭС решить насущные задачи Казахстану не удастся.