Оппозиционные лидеры, принимавшие участие в организации митингов «За честные выборы», передали руководителю президентского совета по правам человека Михаилу Федотову список россиян, осужденных по политическим мотивам. Об этом в среду, 8 февраля сообщает Lenta.ru.
Документ Федотову вручила делегация от оппозиционных сил. В ее состав вошли журналистка Ольга Романова, депутат Госдумы Геннадий Гудков и некоторые общественные деятели.
Обозреватели отмечают, что список политзаключенных, переданный Кремлю, стал своеобразным ответом внесистемной оппозиции на заявление Владимира Путина о том, что в России политических заключенных нет. «Я не очень понимаю, что понимается под политической амнистией. У нас, по-моему, политических заключенных нет, и слава Богу. Хотя об этом и говорят, не называя фамилий. Хотя бы показали хоть одного человека, кто сидит по политическим соображениям», – заявил российский премьер-министр в понедельник на встрече с политологами.
Требование освободить узников совести стало одним из главных лозунгов, провозглашенных на всероссийском митинге протеста 4 февраля. Оппозиционные лидеры заявили, что составят список из 40 политзаключенных и потребуют их освобождения. Практически сразу были сформированы два разных документа: один подготовили либералы, крайне левые и сотрудники правозащитного центра «Мемориал»; второй – русские националисты.
Первый список возглавили Михаил Ходорковский, бывший офицер Сергей Аракчеев и участники беспорядков на Манежной площади, обвиненные прокуратурой в организации спонтанной акции протеста и подстрекательстве к нападению на ОМОН. В список националистов вошли 23 человека во главе с полковником Владимиром Квачковым, который содержится под стражей по обвинению в подготовке государственного переворота и намерении захватить власть с помощью отряда арбалетчиков. В этот же список входят осужденные по уголовным статьям, но с явными нарушениями процессуальных норм – Никита Тихонов и Евгения Хасис.
Евгению приговорили к 18 годам лишения свободы якобы за соучастие в убийстве адвоката Станислава Маркелова. Вина девушки, по мнению суда, состояла в том, что она «в неустановленное время в неустановленном месте подала Тихонову неустановленным способом неустановленный сигнал о том, что Маркелов вышел на улицу».
Как стало известно журналистам, в итоговый список, переданный Михаилу Федотову, вошли фамилии из обоих предварительных документов.