ПОЗДНИЙ ХУДОЖНИК
- Анатолий Андреевич, странно, что вы не пошли по стопам отца: так и не стали по большому счету дипломатом, заняв пост директора Института Африки. Более того, увлеклись живописью.
- Рисовать я начал довольно поздно - мне было уже 60 лет. А в детстве, естественно, хотел стать дипломатом, как и отец. После окончания МГИМО в 1954 году и защиты кандидатской, передо мной встал выбор: как строить карьеру дальше. В МИД я не мог пойти - из-за отца. Тогда с этим было жестко: близкие родственники не имели права работать в одном ведомстве. А попасть в КГБ я, честно говоря, не очень хотел, хотя были предложения и оттуда. В результате отправился служить в Комитет по культурным связям с зарубежными странами. Несколько лет работал российским представителем в Лондоне, Вашингтоне, Берлине.
- Считается, что дети часто пытаются сравнивать себя с успешными родителями, ведут этакое заочное соревнование.
- Скорее, как у всякого сына, у меня было желание продолжить дело отца. Но однажды в нашем разговоре он прямо сказал мне: "Твоей работой довольны, но, сколько ни шурши бумагами на дипломатической службе, успеха все равно не добьешься. Невозможно стать вторым Громыко". После чего посоветовал уйти в науку. В этом отношении я оказался послушным сыном. Несколько лет проработал заведующим сектором в Институте Африки. Потом перешел в Институт США и Канады, пока вице-президент Академии наук Федосеев не предложил мне вернуться в Институт Африки, став его директором. В то время я как раз увлекался традиционным африканским искусством, поэтому легко согласился. На этом месте я проработал 16 лет - с 1976-го по 1992 год. Ушел, потому что здоровье подвело. Заработал инфаркт. В итоге был вынужден уехать лечиться на Кипр, где прожил несколько лет. Именно там я познакомился с русскими художниками.
- И БЫЛИ ТАК ВПЕЧАТЛЕНЫ, ЧТО СРАЗУ ЖЕ ВЗЯЛИСЬ ЗА ПАЛИТРУ И КИСТИ?
- Вся эта обстановка: красивая природа, море, масса свободного времени... Именно на Кипре я начал писать картины, хотя никогда в жизни до этого не занимался живописью. Так увлекся, что на седьмом десятке фактически поменял род занятий. Сейчас у меня уже накопилось около 300 работ. Скоро персональная выставка открывается. И пейзажи, и портреты... Лично я считаю, что один из самых удачных - портрет отца на фоне Кремля. Сюжет не случаен - в последние годы жизни папа работал председателем президиума Верховного Совета СССР. После его смерти Горбачев предлагал моей маме похоронить прах отца у Кремлевской стены. Но мы с семьей посоветовались и решили, что пусть лучше он покоится на Новодевичьем кладбище, где похоронены его родители.
- Вы упомянули Горбачева... Известно, что именно Громыко на пленуме ЦК выступил с предложением избрать Генеральным секретарем ЦК КПСС Михаила Сергеевича. Неужели вашего отца подвело знаменитое чутье?
- Лично я и сейчас убежден, что на тот момент это был правильный выбор. И вполне вероятно, что единственно возможный. До Горбачева на посту главы нашего государства за короткий срок сменилось сразу три человека. Сначала умер Брежнев, потом Андропов, следом Черненко. Чтобы прекратить эту череду похорон, нужно было искать молодого. А тогда в политбюро было всего два сравнительно молодых члена: это Горбачев и Романов. Я не знаю никого, кто бы высказывался в пользу Романова. Напротив, все выступали за Горбачева.
- Получается, ошибались все?
- Горбачев был в общем-то интересным человеком. Или по крайней мере таким в то время казался окружающим. Что касается вины моего отца... Если назначают командующего, а потом он проигрывает сражение, то виноват не тот, кто его назначил, а тот кто проиграл. Отцу-то как раз труднее всех было признавать, что Горбачев не справился с должностью, на которую его назначили. Но замечу: никто не может отрицать, что у Горбачева были и положительные стороны. Вместе с ним в нашу страну пришла политическая свобода. Беда советской партийной власти того периода, что институт политических свобод остался на уровне 20 - 30-х годов прошлого века, хотя времена требовали совсем иного.
НЕ ЗУБОСКАЛЬТЕ ОБ ЭПОХЕ
- Не так давно страна посмотрела новый телесериал "Брежнев". В этом фильме есть и ваш отец. Вам понравился его экранный образ?
- В далекие века, когда можно было вызвать на дуэль, я бы стрелялся с актером, который так сыграл моего папу...
- Вот даже как?!
- Все знают, что Андрей Андреевич был дипломатом N 1 двадцатого столетия. Лондонская пресса в 1981 году называла Громыко самым информированным министром иностранных дел в мире. Кроме того, он был прекрасный переговорщик. Заметьте: в то время, когда сверхдержавы соперничали между собой, было заключено громадное количество соглашений разного рода, особенно в области разоружения и запрещения ядерных испытаний. Громыко был настоящей личностью и очень незаурядным человеком. А в этом сериале его просто опохабили.
- А насколько, на ваш взгляд, адекватны получились образы других членов брежневского политбюро?
- Я вам так скажу... И не только по поводу этого сериала, но и многих других попыток снять кино на темы из недавнего прошлого страны... Конечно, ту эпоху можно и нужно критиковать, чтобы не допускать повторения ошибок. Но и хорошее тоже нужно помнить. Например, сейчас любят зубоскалить по поводу трудовых рекордов, стахановского движения. А ведь тогдашние поколения жили этим. Именно благодаря их труду мы стали одной из самых развитых промышленных держав. Возможно, у нас не было эффективной политики в сельском хозяйстве, но вот в области науки, культуры, как это ни банально звучит, мы действительно были "впереди планеты всей". Мне могут возразить, что советское искусство было однобоким. Я вырос в Америке, где отец был послом СССР, и до 17 лет воспитывался на американских кинофильмах. Это высоко патриотичные и жизнеутверждающие произведения. Американцы их до сих пор помнят и любят. А у нас же, наоборот, свое кино тех лет принято ругать. Якобы оно искажало действительность. А ведь если вдуматься, фильмы с участием Столярова, Орловой, Крючкова учат любить и уважать свою страну. Кстати, с Любовью Орловой я был лично знаком. Мы были соседями по даче. Они со своим мужем Александровым часто приходили в гости к отцу и матери. Я в то время перевел американскую пьесу "Чайный домик августовской луны". Это была сатира на американскую оккупацию японского острова Окинава. Так вот, я читал эту пьесу Орловой, и она даже захотела сыграть там одну из ролей. Но, к сожалению, спектакль не получился, пьесу "забодали". После этого у меня пропало желание заниматься литературными переводами.
С ОТПРЫСКАМИ ПОЛИТБЮРО НЕ ДРУЖИЛ
- Вы в детстве дружили с детьми из семей других членов политбюро? Наверняка вы все жили по соседству.
- Как-то так получилось, что у меня никогда не было друзей среди отпрысков политбюро. Тем более никогда такого не было, чтобы отец или мама указывали: вот с тем мальчиком водись, с тем не надо. Всю жизнь рядом со мной люди, с которыми я учился в институте, вместе работал. Пока здоровье позволяло, моим хобби был теннис, поэтому у меня было много друзей среди знаменитых теннисистов тех лет. Близко дружил с Татьяной Дмитриевой, сейчас она работает на телевидении, комментирует теннисные матчи со всех международных турниров. Со многими теннисистами я познакомился на Уимблдонском турнире в Англии, где тогда работал.
- Андрея Андреевича на Западе называли "Мистер "Ноу", потому что он никогда не позволял манипулировать собой. Вы такой же жесткий человек, как и ваш отец?
- Ну, нельзя сказать, чтобы отец был таким уж жестким человеком. Просто он считал, что дипломатическое искусство заключается в умении вовремя сказать не только "да", но и "нет". Если человек со всем соглашается, дипломатия теряет принципиальность и становится бесхребетной. А иногда и вовсе лучше промолчать. Как-то отец дал мне совет: "Если не уверен, лучше ничего не говори". Сейчас смотришь на наших политиков и не знаешь, то ли плакать, то ли смеяться. Вот ему задают вопрос, он не знает ответа, но уверенно несет какую-то околесицу.
- Ваш отец не дожил двух недель до своего 80-летнего юбилея. У него был какой-то секрет долголетия?
- При той нервной работе и колоссальных нагрузках, которые переносил отец, он действительно прожил долгую жизнь. У него был свой секрет: не пить и не курить. Сам я, к сожалению, в отличие от отца не всегда придерживаюсь этого золотого правила, за что получаю нагоняй от своих домашних. Но если вы ждете от меня совета, как прожить долго, - то я вслед за отцом повторю: не пейте и не курите!
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Профессор Сергей Капица об Анатолии Громыко:
- Что водит его кистью? Прежде всего богатство жизненных впечатлений, желание высказаться, поделиться личным опытом, своим даром. Знали его как ученого, мыслителя, философа, а теперь открыли искреннего, оригинального художника. Во всех ипостасях он выступает как человек творческий.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Анатолий Андреевич ГРОМЫКО родился в 1932 году в городе Борисове. В семь лет вместе с семьей уехал в США, куда был направлен на дипломатическую работу его отец. Член-корреспондент РАН, доктор исторических наук. Автор более 300 научных работ. Среди них книга "Маски и скульптура Тропической Африки". С 1976 по 1991 год работал директором Института Африки РАН. Занимается живописью с 1994 года. Своим учителем считает художника Семена Васильевича Волчкова. Автор более 300 работ, которые экспонировались на Кипре, в Италии, Франции и в Москве. Женат, имеет двух сыновей.