НА ОДНОЙ ИГЛЕ СИДЕЛИ...

Обсуждался вопрос, как сообща провести диверсификацию производства и наконец избавиться от этой порочной практики - торговли живыми природными ресурсами. Рандеву главы государства с ударниками капиталистического труда проходят как минимум раз в год. Прикосновение к кремлевскому сервизу оставляет долгоиграющее впечатление: за чашкой чая намечаются вехи большого пути. И тут очень важно ложечкой бестактно не звякнуть. А то ведь можно не со страной вместе в светлое будущее направиться, а совсем в иную сторону. Как, например, бывший олигарх Михаил Ходорковский.

Рандеву главы государства с ударниками капиталистического труда проходят как минимум раз в год. Прикосновение к кремлевскому сервизу оставляет долгоиграющее впечатление: за чашкой чая намечаются вехи большого пути. И тут очень важно ложечкой бестактно не звякнуть. А то ведь можно не со страной вместе в светлое будущее направиться, а совсем в иную сторону. Как, например, бывший олигарх Михаил Ходорковский. Он однажды, будучи в высоких покоях на подобной же встрече, принялся обличать российский домострой. Но хозяин застолья за словом в карман не полез, показал свою осведомленность: мол, у вас, господин нефтяной магнат, у самого рыльце в пушку. Это тогда увидели все. По телевизору. И Генеральный прокурор тоже видел...
С тех пор никто из приглашенных "ложечкой не звякает". Да и нет, казалось, особых причин для недовольства. Сиди и радуйся: глава государства лично вникает в проблемы большого бизнеса. Обсуждает их за круглым столом. Предлагает компромиссные решения. Конечно, по сути, президент всегда делает предложение, от которого нельзя отказаться. Зато если во время такого чаепития зайти с правильной стороны, то с верховным и поторговаться можно.
Вот и на этот раз, когда Владимир Путин предложил весьма болезненный метод диверсификации: введения дополнительных налогов на экспорт сырья, - бизнесмены достали свою домашнюю заготовку - объемный пакет преференций со стороны государства. А именно: использование налоговых каникул, отсрочки по уплате таможенной пошлины до реализации проекта, обнуление ввозных пошлин на технологичное оборудование, снижение экспортных пошлин на готовую продукцию, льготные условия сбыта готовой продукции на внутреннем рынке и за рубежом. При таком раскладе процесс станет болезненным скорее не для предпринимателей, а для госбюджета.
В самой идеи диверсификации экономики нет ничего плохого. Больше того, она давно назрела - пора слезать с сырьевой иглы. И необходимо это не только бизнесу, но и самой власти. Но почему для этого применяются не конституциональные, а договорные схемы?
Вообще договорная система взаимоотношений с бизнесом не менее порочная практика, чем распродажа природных ресурсов. Чиновники рангом пониже президентского быстро освоили эту методику и тоже ввели такую традицию: вызывать бизнесменов на посиделки, после которых компании начинают лихорадочно перечислять энные суммы в фонды с маловразумительным назначением. Уже даже местечковые начальники безбоязненно "проводят собеседования", а проще говоря, трясут мелкий и средний бизнес.
Власть вполне способна принимать такие законы, чтобы без запугиваний и уговоров бизнес стал социально ответственным. Чтобы прекратил инвестировать зарубежную экономику и, напротив, вложился в развитие отечественной просто потому, что так ему будет выгодно.
Но этого не случится еще долго, поскольку это явно невыгодно самой власти. Или, вернее, отдельным ее представителям.