Для начала британский предприниматель нанял русского ассистента, готового прийти на помощь. В обязанности помощника входило инструктировать Рида по мобильному телефону.
- Потом я познакомился с другими иностранцами в Москве, им понравилась идея, и мы наняли целый штат помощников. Так появилась служба спасения для иностранцев, которая оказалась полезной сотням людей.
Эта фирма работает в Москве уже полтора года. Каждая из двадцати сотрудниц компании представляется клиентам как Анна Айвокс (Анна - имя, легко произносимое на всех языках, Айвокс - аббревиатура от intelligent voice - умный голос). Виртуальные секретари никогда не встречаются со своими клиентами лично.
- Операторы московских служб экстренной помощи говорят только по-русски, поэтому иностранцы обращаются к нам даже в ситуациях, когда нужно вызвать "скорую" или спасателей, - объясняет старший помощник восемнадцатилетняя студентка Мария Пай. - Недавно я приняла звонок от американца, который очнулся в четыре часа утра на улице в дальнем районе Подмосковья. Накануне он пошел в один из московских клубов: там его накачали наркотиками и ограбили. Мы вызвали для него такси, доставили его в американскую клинику в столице и срочно связались с его банком, чтобы преступники, укравшие кредитную карточку, не смогли завладеть деньгами.
К счастью, большинство заявок от иностранцев далеки от экстремальных. Но это вовсе не значит, что выполнить их легко. Клиент-француз позвонил из своего офиса с романтическим заказом. Жена сообщила ему за завтраком, что видела во сне розовых слонов. Заботливый супруг заказал фирме-помощнице список московских магазинов, предлагающих покупателям мягкие игрушки в форме розовых слоников. Их оказалось 24. В тот же день плюшевая диковина и букет цветов были доставлены любимой супруге.
Сегодня у службы спасения для московских иностранцев более полутора сотен постоянных клиентов. В среднем компания принимает 500 звонков в день. А наиболее частый заказ - уличные переговоры со столичной милицией.
- Московская милиция может остановить меня для проверки документов в любой момент, - говорит Рик Стил, клиент со стажем в четыре месяца. - Мои документы всегда в порядке, но теперь чувствую себя гораздо увереннее. В случае чего - набираю номер и передаю трубку приставшим ко мне людям в форме. И уже Анна объясняет им по-русски, что я знаю свои права и не планирую платить никаких штрафов.
Директор службы Робин Рид и сам до сих пор ежедневно консультируется со своими русскими помощницами, хотя уже неплохо знает город и русский язык. "За те два года, что живу в Москве, я уже научился ориентироваться в городе и водить машину как москвич. Теперь я поставил себе цель научиться говорить как москвичи. А до тех пор без Анны мне не обойтись", - говорит Робин.