Работник дошкольного образования получает 2700 рублей в месяц, в средней школе - 3500. В этом году правительство обещает повысить зарплаты примерно на 500 рублей, но вряд ли это решит кадровую проблему. Департамент предлагает приравнять минимальную оплату педагогического труда (как правило, это ставка 8-го разряда) к прожиточному минимуму. Только так, по мнению Ольги Беляевой, можно остановить отток учителей, в основном, молодых и инициативных: "Если этого не сделать, школа останется без учителя, и это станет одной из самых страшных бед России".
Более четверти века назад, вернувшись из ссылки, Александр Солженицын за предельно скромную зарплату преподавал в этих местах - в Мезиновской школе Гусь-Хрустального района. Став впоследствии известным писателем, лауреатом Нобелевской премии, Александр Исаевич и сегодня остается для своих учеников и бывших коллег в первую очередь Учителем. Они бережно хранят в небольшом школьном музее его фотоаппарат "Зоркий" и радиоприемник, классный журнал, заполненный рукой писателя, часы-ходики и прялку из дома, в котором он квартировал. В том же Гусь-Хрустальном районе до недавнего времени вела литературу Татьяна Борисовна Скулова. Когда-то ее отец, Борис Процеров, был завучем Мезиновской школы. Именно он вручал вернувшемуся на родину писателю документы о реабилитации. Примечательно, что общий педагогический стаж рода Процеровых, который представляет Татьяна Борисовна, насчитывает тысячу лет. Жаль, что прервался. Татьяна Борисовна оставила педагогику - не последнюю роль при этом сыграла мизерная зарплата. Зато ее муж Николай Игоревич продолжает учительствовать в Перовской сельской школе.
Людей понять можно: государство, не единожды обещая поднять зарплату сельского учителя, пока мало преуспело в этом. В результате педагог не просто бедствует, он еще и унижен. Помните, тот же Солженицын в рассказе "Матренин двор" увековечил хозяйку, у которой квартировал. Сельские учителя старшего поколения свидетельствуют: "Раньше бабушки за учителей-квартирантов чуть ли не дрались, а сегодня молодому педагогу снять угол в селе не так-то просто. Все знают: получает начинающий учитель гроши, ему и новые ботинки купить не на что. А еще учителя посчитали вес своей зарплаты в батонах. Оказалось: в 1975 году молодой педагог на зарплату мог купить 580 батонов, а сегодня вдвое меньше.
Дефицит кадров вынуждает работающих брать на себя повышенные нагрузки. "Знаю учителей, преподающих по 40 часов в неделю, - говорит председатель обкома профсоюза работников образования Лидия Кирячкова. - Это очень тяжело. Даже опытный специалист не может провести более 20 уроков в неделю без ущерба для здоровья, да и качества обучения".
Чтобы как-то облегчить участь учителя, администрация области выделяет из бюджета субсидии на 50-процентную скидку по оплате жилья, компенсацию книгоиздательской продукции, переподготовку кадров. Сельские учителя пользуются бесплатным проездом до места работы, молодежи установлены надбавки к заработной плате. Сейчас в администрации области обсуждается вопрос о возвращении к системе школьных квартир.
"Все это делается на местном уровне, - замечает директор областного департамента образования Михаил Корешков, - хотя у нас возможностей не так много, как у государства. Но оно не торопится вкладывать деньги в учителя. В результате выпускники пединститутов устраиваются куда угодно, лишь бы не в школу. Мне кажется, следовало бы вернуть систему обязательной послевузовской отработки для тех, кто получил образование за счет государства. Если молодые учителя не захотят работать по специальности, то пусть вернут стоимость своего обучения за 5 лет -примерно 50 тысяч рублей. К сожалению, наше предложение пока не находит отклика в правительстве".
К чести учителей, они не опускают руки. Чтобы добыть денег на ремонт, одна из школ Киржачского района сдавала летом в аренду свой автобус. Ученики Перовской школы, подрабатывая в колхозе и лесничестве, обеспечили себя учебниками. Так поступают в десятках школ области. А вот Новоселовской сельской школе повезло: из областного бюджета на ремонт спортзала поступило 300 тысяч рублей. В остальных учебных заведениях педагоги во время отпуска сами вооружаются мастерками, малярными кистями, молотками, чтобы подготовить школу к учебному году. Половина владимирского учительства - люди пенсионного и предпенсионного возраста. Что будет завтра, когда классы останутся без педагогов?