НЕИЗВЕСТНОЕ КИНО

Кинофестивалей в стране много. А смотр архивного кино в Белых Столбах - он такой один. Если, допустим, устроители "Кинотавра" или "Киношока" борются за показ самых новых, еще никем не виденных картин, то в Белых Столбах подход иной: чем старее показываемый фильм, тем он интереснее, тем лучше. Вот и в этот раз здесь собрали ленты, возраст которых приближается к полувеку, а то и к доброй сотне лет. Парадокс, но в большинстве случаев их в нашей стране тоже никто не видел...

Впрочем, это и неудивительно. Коллекция Госфильмофонда России, которая находится в Белых Столбах, насчитывает более 55 тысяч единиц хранения - столько и за всю жизнь не пересмотришь. Наш архив, который, кстати, один из крупнейших в мире, - это уникальная сокровищница старых лент, где братья Люмьеры мирно уживаются с братьями Васильевыми, классические полотна Гриффита соседствуют с шедеврами Эйзенштейна, а фильмы Тарковского находятся недалеко от полотен Бергмана. Великий русский режиссер и сумрачный шведский гений, как известно, сами в жизни ни разу так и не пересеклись, а на экране и в хранилищах Госфильмофонда они сегодня рядом - как истинные мастера и подвижники десятой музы.
Впрочем, в Госфильмофонде хранят не только шедевры, но и ленты, которые считались или считаются чуть ли не "хламом". Здесь на опыте многих случаев знают: только время все расставит по своим местам. В былые времена такой естественный для архивистов подход был порой связан даже с немалым риском. Так, приехавший на фестиваль кинорежиссер Геннадий Полока поведал, что его фильм "Интервенция" был в свое время запрещен к показу как "идеологически вредный". Сотрудники Госфильмофонда с риском для профессиональной деятельности не только сохранили предназначенную к смыву копию, но из разрозненных кусков и обрезков тайно отреставрировали ее, а потом позволили автору "умыкнуть" коробки с фильмом. Так была спасена "культовая" нынче лента, сохранившая, помимо прочего, одну из лучших работ Высоцкого на экране. Да и многие другие "полочные" ленты, заново открытые нами в перестройку, были сохранены сотрудниками Госфильмофонда.
- Нам не раз приходилось убеждаться, - говорит художественный руководитель фестиваля, первый заместитель директора Госфильмофонда России Владимир Дмитриев, - что старые ленты с годами нередко приобретают новую и зачастую совершенно неожиданную жизнь. Например, Борис Барнет в советской табели о рангах числился в третьеразрядных режиссерах, никому и в голову не могло прийти, что его ленты с годами будут переоценены и заново востребованы. Но случилось обыкновенное для произведений искусства чудо: некоторые увенчанные сталинскими премиями ленты нынче совершенно забыты, а фильм Барнета "Окраина" многие специалисты называют сегодня лучшим произведением отечественного кино за всю его столетнюю историю, ретроспективы режиссера гремят на всех фестивалях мира.
Поэтому, - продолжает Владимир Юрьевич, - мы никогда ничего не смываем, а все бережем и храним. И по мере возможности показываем всем тем, кому интересно старое архивное кино, которое, совершенно убежден в этом, намного значительнее, содержательнее, художественно совершеннее кино сегодняшнего. Не случайно девизом нынешнего фестиваля, девятого по счету, стало замечательное изречение великого музыканта Игоря Стравинского: "Настоящим делом художника является ремонт старых кораблей. Он может повторить по-своему лишь то, что уже было сделано". Многие неудачи современного российского кино как раз связаны с тем, что молодые режиссеры, плохо и мало учившиеся, не проторившие дорогу в Госфильмофонд, не знают отечественной и мировой киноклассики, а потому зачастую наивно и беспомощно изобретают велосипед, который был изобретен великими мастерами задолго до них...
В этот раз в Белых Столбах показали несколько десятков фильмов, в том числе малоизвестные, не шедшие на широком экране, но от этого не утратившие эстетической привлекательности ленты Григория Козинцева и Леонида Трауберга, Лукино Висконти и Иштвана Сабо, Иосифа Хейфица и Александра Зархи, Жана Виго и Романа Поланского, Франсуа Трюффо и Стенли Крамера, Леонида Лукова и Эрнста Любича... Участники и гости фестиваля - а среди них Марлен Хуциев, Всеволод Шиловский, Инна Макарова, Владлен Давыдов, Ирина Скобцева, Римма Маркова, Ирина Шевчук, историки и теоретики кино, журналисты - заново прикоснулись к сокровищнице мирового экрана, почерпнули для себя что-то новое и важное. Пожалуй, лучше всех смысл и задачу фестиваля выразил председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков, который, отложив многие важные дела, приехал на открытие этого, казалось бы, камерного киносмотра.
- Нынче мы живем в ситуации, которую великий Грибоедов назвал бы "колебанием умов ни в чем не твердых", - сказал Никита Сергеевич. - В условиях смещенных ценностей, перевернутых ориентиров очень важно время от времени обращаться к тому, что делали наши великие предшественники, учителя. Картины, которые хранятся в Госфильмофонде и которые мы, кинематографисты, имеем возможность смотреть и пересматривать, дают возможность почувствовать живое дыхание времени, полный пульс нашей жизни и истории. И в этом смысле фестиваль в Белых Столбах крайне необходим и нашему кинематографу, и всем тем, кто по-настоящему любит кино.