Бизнес от новаций получит выгоду. Как отметил зам. министра финансов Сергей Шаталов, для облегчения жизни компаний, продающих нефть на внутреннем рынке, предлагается снизить налог на добычу полезных ископаемых и одновременно повысить экспортные пошлины. Попутно исполнительная власть обещает ограничить полномочия налоговых органов по затребованию у фирм документов и более либерально подходить к предоставлению отсрочек и рассрочек на погашение долга. Ну а главное - снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с нынешних 18 до 15 процентов.
Это, по идее, должно приводить к снижению цен - ведь теоретически чем меньше затрат несет производитель, тем товары и услуги должны быть дешевле. Правда, на практике у нас почему-то все происходит наоборот. Скажем, отмена налога с продаж не привела к снижению цен, хотя продавцы обещали это сделать.
А на сей раз положение усугубляется тем, что правительство собирается отменить льготный 10-процентный НДС на основные продукты питания, лекарства, печатную продукцию, ряд других товаров первой необходимости и установить единую для всех ставку. Можно предположить, что бизнесмены разницу в налоге просто приплюсуют к цене продукции и таким образом компенсируют свои потери из кошельков покупателей. Причем бедных, потому что богатые приобретают импортные товары и питаются совсем другими продуктами.
Какие последствия для потребительского рынка будет иметь унификация НДС? С таким вопросом корреспондент "Труда" обратился к ректору Налоговой академии Ростиславу ТИХОНОВУ.
- В принципе перед законом все должны быть равны, - говорит он. - Конкурировать надо качеством товаров, а не созданием налоговых преимуществ. Тем более что обладатели фискальных льгот могут вступать в корпоративный сговор и взвинчивать цены на свою продукцию. Это, например, происходит в торговле медицинскими товарами. То, что мы можем производить сами даже значительно дешевле, почему-то закупаем за рубежом. А если какое-то лекарство выпускается в России, то цены задирает завод, потому что производство фактически монополизировано. Вот где кроется основной источник повышения цен!
Кроме того, советский льготно-компенсационный принцип сегодня экономически и политически вреден. Налоговые льготы развращают производителя, и он создает неконкурентоспособные товары. Так что с этим пережитком прошлого в принципе надо расставаться. Но, учитывая ту ситуацию, которая сложилась сейчас в России, когда у людей нищенские зарплаты и пенсии, одним махом отменять льготы ни в коем случае нельзя. Тем более если речь идет о товарах и услугах для бедных. В случае отмены льготного НДС цены, естественно, поднимутся, и это может вызвать новый виток социальной напряженности. Чтобы не получилось, как с монетизацией льгот, надо все тщательно просчитать, разработать механизм компенсаций для малоимущих. Вот только с арифметикой чиновники экономических департаментов не в ладу - если не смогли даже подсчитать, сколько в стране льготников, то как они могут спрогнозировать цены?
До тех пор, пока мы не подняли минимальную зарплату и пенсию хотя бы до уровня прожиточного минимума, к отмене льгот нужно подходить очень ответственно и осторожно.
После отмены льгот на НДС на 5 процентов цены повысятся:
На такие продукты питания, как мясо, молоко и молокопродукты, яйца, масло растительное, маргарин, сахар, соль, хлеб и хлебобулочные изделия, море- и рыбопродукты (за исключением деликатесных), овощи и картофель, детское и диабетическое питание.
На товары для детей - в том числе на одежду и обувь, подгузники, кроватки и матрацы, коляски, игрушки, а также школьные принадлежности (тетради, дневники, альбомы, папки, обложки...).
На периодические издания, книги.
На лекарства отечественного и зарубежного производства, а также на изделия медицинского назначения.