ТРАНЗИТ ДОРОГОГО СТОИТ

На днях произошли два знаменательных события. ОПЕК объявила, что в январе Россия впервые добывала более 8 млн. баррелей нефти в день, обогнав признанного лидера - Саудовскую Аравию. В то же самое время вице-премьер Виктор Христенко сообщил, что мы до апреля прекращаем транспортировку нефти через латвийский порт Вентспилс. Эксперты напрямую связывают эту "нефтяную блокаду" с рекордным ростом добычи. Российские компании, укрепляя позиции на мировом нефтяном рынке, стремятся получить в собственность дополнительные экспортные мощности.

Напомним, что в 2002 году Россия добыла 380 млн. тонн нефти, из которых в страны дальнего зарубежья по государственным трубопроводам "Транснефти" экспортировано более 151 млн. тонн. До 2020 года наша страна имеет шанс выйти на объем добычи в 460 млн. тонн. Но аналитики полагают, что такой рост станет фактом только в случае увеличения экспортных мощностей, так как быстрого увеличения внутреннего потребления пока ожидать не приходится. Цены в стране на горючее продолжают расти, падает платежеспособный спрос. Не случайно ряд нефтяных компаний приступил к реализации амбициозного проекта по строительству терминала в Мурманске мощностью 60 - 80 млн. тонн в год.
Пока нефтяники только планируют свою независимую экспортную политику, "Транснефть" уже объявила о намерении купить латвийский терминал Ventspils Nafta (VN), способный переваливать 16 млн. тонн нефти. В течение 2002 года российский экспорт через латвийский терминал сокращался, а недавно нефтяной поток совсем иссяк. Отчасти это связано с тем, что прибалты держали более высокую цену за транзит нефти по сравнению с Балтийской трубопроводной сетью, выходящей в терминал Приморска в Ленинградской области. Однако главной причиной эксперты называют стремление "Транснефти" поставить под свой контроль все маршруты транспортировки "черного золота" из России. На этой неделе появились сообщения, что российская компания готова купить запланированный к приватизации 43-процентный госпакет акций латвийского терминала, предложив за него 140 млн. долларов инвестиций в модернизацию и строительство.
Правда, латвийская сторона заявляет, что предложений со стороны "Транснефти" пока не получала. Мэр города Айварс Лембергс подсчитал, что убытки Латвии от прекращения нефтетранзита в 2003 году могут составить 250 млн. долларов. В этой ситуации соседям предстоит сделать нелегкий выбор: либо соглашаться на условия "Транснефти", либо закрыть терминал. Вряд ли на него найдутся другие покупатели, готовые заплатить за нефтетерминал без нефти.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Сергей ШИШКАРЕВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам.
- После распада СССР Латвии досталась большая часть нефтеперевалочных мощностей на северо-западе страны. Позднейшая приватизация терминала в Вентспилсе не привела к появлению инвестора, способного поддерживать сооружения и оборудование порта в конкурентном состоянии. Если в начале 90-х годов совокупный тариф позволял Вентспилсу без труда привлекать российскую нефть, то сейчас у соседей появились серьезные конкуренты среди российских нефтяных портов-терминалов, где выше технологии обработки и дешевле тарифы.
По нашим прогнозам, в ближайшие два года нефтепоток в Ленинградской области и на Баренцевом море увеличится, составив еще более жесткую конкуренцию портам Балтии. В этом свете сегодняшний ажиотаж вокруг цены латвийского терминала смахивает на попытку "продать воздух". Во всяком случае, сами акционеры порта не способны привлечь инвестиции, достаточные для конкурентного обслуживания грузовых потоков. Единственно разумный выход из сложившегося положения - привлечение к реконструкции терминала мощных российских акционеров.