- Как вы подсчитываете масштабы утечек?
- Есть два способа учета - статистический и оценочный. Статистические цифры рассчитывается по трем статьям платежного баланса: сумма невозврата валютной выручки по произведенному валютному экспорту; непоступление товара по уже оплаченному импорту; ошибки платежного баланса.
При таком подсчете получается, что в 1998 году утечка составила 13 млрд. долларов, в 1999-м - на 8,4 процента меньше. Но все прекрасно понимают, что есть утечки, не поддающиеся подобному учету. Например, занижение цен экспортируемого товара. Или другая классическая уловка: в контракте умышленно завышаются требования к качеству экспортируемого товара и устанавливаются заведомо высокие штрафные санкции. Экспортер якобы отправляет за рубеж некачественный товар, а следом переводит крупные суммы "штрафов". Или, скажем, непомерно завышенные проценты кредита. Я, например, держал в руках документы, согласно которым одна британская фирма кредитовала российскую компанию под 50 процентов годовых. И если к статистическим цифрам добавить оценочные, то выйдет, что в 1998 году утечка капитала из России составила 25 млрд. долларов, а в 1999-м - 15 миллиардов.
- А сколько денег могут вывезти из России в этом году?
- Мы сделали все, чтобы утечка сокращалась. Есть набор мер, которые еще больше снизили бы эти потери, но наши международные обязательства не позволяют их применять, так как в МВФ они рассматриваются как нерыночные. Понятно, что феномен отмывания денег не может быть изжит полностью. До тех пор, пока какие-то люди (в России, Великобритании или любой другой стране) будут продавать наркотики, играть в азартные игры, заниматься сутенерством или торговать оружием, у них будет необходимость отмывать незаконно заработанные деньги. Другое дело, готово ли общество предпринять серьезные шаги для противодействия такому бизнесу.
- Какие способы существуют, чтобы ухватить за руку дельцов?
- Мы обязали банки обеспечивать нас информацией о подозрительных сделках. Эта система показала свою работоспособность. В результате в банке данных ЦБ хранятся сейчас сведения о нескольких десятках тысяч подозрительных сделок, совершенных в России за последнее время. У нас есть договоренность и с Федеральной службой валютно-экспортного контроля, которую мы обеспечиваем такой информацией.
Вместе с тем мы понимаем, что дело это деликатное и нужно соблюсти очень тонкую грань: с одной стороны, должны быть защищены интересы общества от всякого рода мошенников, которые занимаются отмыванием денег, с другой - выдача такой информации не должна наносить вред ни самим банкам, ни их клиентуре.
- Это правда, что наш российский мошенник изворотливее зарубежного?
- Отечественные жулики проявляют действительно большую смекалку. Сегодня, как правило, незаконный вывоз капитала осуществляется через фирмы-однодневки. Чтобы зарегистрировать такую фирму, нужно всего лишь представить паспорт физического лица и заплатить 300 долларов. На какие только ухищрения не идут нечестные бизнесмены, чтобы зарегистрировать фирму на подставное лицо: представляют потерянные кем-то паспорта, порой, как это ни печально, даже не брезгуют паспортами умерших людей. Такая фирма существует обычно 2 - 3 месяца, пока не попадет в поле зрения налоговых органов, после чего исчезает. Но за это время она успевает перебросить за границу миллионы долларов.
- А как же российские законы?
- В России нет закона о борьбе с отмыванием денег. В конце ноября прошлого года мы внесли в парламент проекты законов о государственной регистрации внешнеторговых контрактов и о проверке этих контрактов на предварительной стадии. Они сейчас находятся в соответствующих комитетах парламента. Кстати, второй закон дает банкам право в том случае, если сделка кажется ему подозрительной, на 5 дней приостановить перевод денег за рубеж или даже передать ее в правоохранительные органы и продлить срок исполнения еще на 30 дней.
- Как складываются отношения ЦБ с нынешним правительством?
- Мы работали с несколькими правительствами и со всеми поддерживали хорошие деловые отношения. Но нас особенно обнадеживают высказывания и.о. президента В.Путина о необходимости усиления роли государства. Конечно, мы прекрасно понимаем, что речь идет не о возврате к советскому стилю управления экономикой, а о том, чтобы четче работали такие рыночные механизмы, как налоговая политика, таможенные тарифы и т.д.
- Утечка капитала идет в основном через оффшорные зоны?
- Ежемесячно из России переводится в оффшорные зоны около 400 млн. долларов. Среди них есть и реальные платежи, есть и утечка капитала. Нас порадовало решение Дойче банка, который в минувшем декабре по всей своей системе (это больше 100 стран) запретил осуществлять переводы денег со счетов российских организаций в оффшоры.