ЛОКОМОТИВ ЭКОНОМИКИ

Недавно российское правительство приняло решение об увеличении бюджетных расходов на оборонный

Недавно российское правительство приняло решение об увеличении бюджетных расходов на оборонный заказ в полтора раза. Речь идет о миллиардах долларов. В связи с этим исполняющий обязанности президента России Владимир Путин заявил, что ВПК может стать локомотивом экономики.
В правительстве увеличение финансирования на госзаказ объясняют недофинансированием отрасли в прежние годы. По словам вице-премьера правительства РФ Ильи Клебанова, в 1999 году предприятия ВПК получили из бюджета лишь 85-86 процентов от запланированной суммы. А в 1998 году оборонный заказ был оплачен всего на 20 процентов.
На военный комплекс у нас по традиции завязаны многие гражданские производства. И так или иначе увеличение средств для ВПК может оживить смежные отрасли. Расчет на то, что финансирование оборонных предприятий приведет к росту занятости и увеличению доходов той части населения, которая на этих предприятиях работает. А это приведет к тому, что население сможет больше покупать других товаров. Отсюда и до бурного роста в экономике недолго.
Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Индустриализация через милитаризацию - любимый макроэкономический инструмент наших правителей вот уже три четверти века. И если в 20 - 40-е годы его использование было хоть как-то оправдано, то впоследствии именно такая политика привела к экономическому, а затем и политическому краху СССР.
В Советском Союзе ежегодно производилось 800 миллионов пар обуви, а купить приличные ботинки было почти невозможно. Сегодня на складах предприятий, по некоторым оценкам, скопилось товаров на триллионы рублей. Очень сомнительно, что рабочий оборонного предприятия возросшую зарплату будет тратить на эти неликвиды. И весьма вероятно, что, снова набрав обороты, оборонщики, как и в прежние времена, начнут пополнять продукцией не прилавки, а склады.
Так что насчет ботинок и кастрюль "от оборонки" можно очень даже спорить. Ну а ракеты? Танки? Автоматы Калашникова? И тут не все просто. Мировой рынок вооружений давно поделен, и увеличение на нем лишь небольшой доли достигается неимоверными усилиями. Остается только надеяться, что в правительстве правильно рассчитали возможности увеличения экспорта, объем потребности Российской армии и объем дополнительного финансирования оборонного заказа.
Так что вопрос, тот ли локомотив выбрало правительство России, остается открытым.