«Дело Ивана Голунова», взбудоражившее общественность нынешним летом, похоже, кануло в Лету. В декабре Басманный суд Москвы отклонил жалобу журналиста на бездействие следствия по поводу проверки полицейских-провокаторов. Все кончилось ритуальными отставками? Расследование по делу по-прежнему засекречено, имена преступников — тех, кто отдавал приказ и подбрасывал наркотики журналисту, — не названы. Система своих не выдает?
Мария Арбатова, президент НКО «Центр помощи женщинам», писательница
— Во имя торжества справедливости и законности очень важно назвать имена виновных в провокации. Ведь подбрасывание наркотиков неугодным не единичный случай, а отработанный прием. Хотя «дело Голунова» громкое, его еще как-то дожмут. А если бы такое приключилось с обыкновенным, непубличным человеком, кто за него заступился бы?
Лев Рубинштейн, поэт
— По-моему, всем наплевать на имена конкретных преступников. Граждане махнули рукой на власть, на силовиков, опасливо их сторонятся. Общество начинает жить помимо государственных институтов, и это опасная тенденция. В «деле Голунова» власть демонстрирует мафиозные замашки: да, мы прокололись, но кто и как, разберемся сами... Конечно, в исторической перспективе обязательно всплывут детали и «дела Голунова», и других громких скандалов, но пока система своих действительно не выдает.
Павел Данилин, директор Центра политического анализа
— Дело резонансное, нужна вся цепочка событий. Вряд ли засекречивание информации было целью суда. Возможно, личности преступников не раскрывают ради безопасности до каких-то пор. Если Голунову действительно подбросили наркотики, а он абсолютно чист, — дело закончится приговорами и новыми отставками. Кремлю невыгодно оставлять в этом деле белые пятна, это вредит международному имиджу страны и авторитету власти. Если же выяснятся компрометирующие Голунова факты, дело спустят на тормозах: лишние страсти начальству сейчас ни к чему.
Николай Сванидзе, член Совета при президенте РФ по правам человека
— Здесь все очевидно: рука руку моет. Но общество не должно спускать глаз с «дела Голунова», это работает. В свое время именно пристальное внимание граждан к аресту журналиста перевернуло планы злоумышленников. А имена конкретных преступников нужно знать. Иначе это не лечится.
Юрий Болдырев, бывший зампредседателя Счетной палаты РФ
— Нам нужны не только имена, но и гарантии, что нас не обманывают, а игра ведется честно. В процессах, подобных «делу Голунова», открытость обязательна. В свое время мы добились, чтобы нарушения в использовании бюджетных денег не являлись предметом секретности, и это нашло отражение в законах. Злоупотребления представителей власти по части прав человека должны быть открыты обществу. Но прогноз мой на ближайшее будущее неутешителен: общество слабо, а власть не собирается ни перед кем отчитываться.