Если бы в России была учреждена премия «Профессия года», главный приз уходящего
Цифры кажутся невероятными для тех, кто пять лет назад поступал в вуз и выбирал непопулярную, почти забытую и практически неоплачиваемую профессию инженера. Сегодня выпускники технических вузов для рекрутеров — настоящее сокровище, за которое они готовы бороться с помощью достойных зарплат, расширенных соцпакетов и медицинских страховок. Особенно трепетно работодатели относятся к обладателям диплома по специальности «инженер-конструктор». Спрос на них за последние четыре года увеличился на 677%.
Видимо, у правительства все-таки получилось вернуть былой престиж профессии. На деле это отразилось в первую очередь в зарплатных предложениях работодателей. В 2012 году оклады молодых инженеров находятся в диапазоне
Предложения для вчерашних студентов, конечно, заманчивые. Тем более что работодатели обещают быстрый карьерный и, главное, зарплатный рост. Например, компания «Телеофис» предлагает вакансию с повышением до 50 тысяч рублей, а в компании «Энергосетьстрой» молодой инженер может через несколько лет занять должность ведущего специалиста с окладом 60 тысяч рублей.
Осталось только разобраться, каких инженеров ищут работодатели, а каких выпускают вузы. На деле часто оказывается, что речь идет о разных. Недавно исследовательский портал Superjob уже поднимал тему трудоустройства инженеров и выяснил, что хоть на одну открытую вакансию и приходится по три-четыре резюме, найти квалифицированного специалиста — задача не из простых.
Во-первых, современный инженер должен уметь не только конструировать и проектировать, но и заниматься составлением договоров с поставщиками оборудования, вести учет запасных частей и т. д. К такому повороту многие выпускники не готовы.
«Несколько лет назад я закончил МАДИ по специальности «инженер-механик». Когда пришел на первое собеседование, честно говоря, растерялся. В объявлении значилось, что я должен буду следить за состоянием машинного оборудования на предприятии, а на деле в обязанности входили еще и закупки этого оборудования, и контроль безопасности, и еще множество обязанностей», — говорит москвич Денис Вишнев.
Во-вторых, в отличие от инженера СССР, современный должен не только владеть иностранным языком на уровне технической литературы, но и прилично изъясняться с иностранцами. Дело в том, что большинство компаний, предлагающих высокие зарплаты и карьерные перспективы, или сотрудничают с иностранными производствами, или вовсе находятся под управлением зарубежных представителей.
Получается, и инженеров много, и работы для них хватает, но пока это только теория. А на практике — то дипломы не те, то знаний не хватает, то опыта. Остается только надеяться, что следующие четыре года уйдут на то, чтобы работодатели и кандидаты сошлись в своих ожиданиях.
«На рынке сейчас странная ситуация. Вроде и вакансий хватает, и абитуриенты все чаще идут на технические специальности. Но общий язык найти пока сложно, — говорит директор службы управления персоналом компании, занимающейся обслуживанием интернет-коммуникаций,