Гонка «локомотивов»
Предвыборные списки «Единой России» в проблемных регионах возглавили крупные чиновники из правительства и администрации президента.
Политические тяжеловесы должны были наглядно продемонстрировать, что партия власти способна в короткие сроки изменить к лучшему ситуацию в регионе. Однако на поверку далеко не все «локомотивы» благополучно добрались до финиша.
Министр природных ресурсов Юрий Трутнев и бессменный глава МЧС Сергей Шойгу получили серьезный удар по репутации в Пермском и Красноярском краях. Если на прошлых выборах партия власти здесь набрала почти такой же процент голосов, как и в среднем по России, то на этот раз результат куда хуже — 36 и 37% соответственно. Еще больше поводов для огорчения у главы кремлевской администрации Сергея Нарышкина, который в Ленинградской области собрал для «Единой России» чуть больше 33% голосов, и лидера партийного списка в Приморском крае первого вице-премьера Игоря Шувалова, где единороссы недотянули даже до 33%. При этом здесь коммунисты, которые в основном повсеместно собирали голоса протестного электората, отстали от кандидатов в депутаты от партии власти всего на 10 процентных пунктов. Это худшее соотношение голосов с системной оппозицией в регионах, которые попали в зону ответственности «локомотивов».
Еще один первый вице-премьер, Виктор Зубков, также имел случай убедиться, что должностное положение первого номера списка отнюдь не гарантирует успех. В Волгоградской области «Единая Россия» набрала 35,5% голосов избирателей. В этом регионе в 90-е годы прошлого века были сильны протестные настроения, и вот теперь результаты выборов продемонстрировали очередное полевение местного электората. В Волгоградской области коммунисты отстали от партии власти примерно на 12 процентных пунктов. Лучшие результаты среди политических тяжеловесов показали вице-премьеры Вячеслав Володин и Игорь Сечин. Причем первому из них было гораздо легче. Володин проводил предвыборную кампанию в своем родном регионе — Саратовской области, где начинал политическую карьеру и, естественно, сохранил авторитет и аппаратные связи. Здесь партия власти получила примерно 65% голосов избирателей.
Однако стоит особо отметить результат, которого удалось достичь Игорю Сечину. В зоне его ответственности оказался Ставропольский край, где перед выборами были особенно сильны протестные настроения. Для этого были объективные причины. Ставропольский край вошел в недавно созданный Южный федеральный округ, при этом по бюджетному финансированию на душу населения он оказался в худших условиях, чем соседние субъекты Федерации. В период кризиса многие программы были свернуты, стройки заморожены. Естественно, все это вместе взятое порождало недовольство, которое подогревало националистические настроения. Можно вспомнить, какую волну возмущения местных жителей вызвало поведение радикально настроенных молодых людей из соседних кавказских республик, которые отплясывали лезгинку на улицах краевого центра. Эту историю Герой России Юрий Эм рассказал первым лицам государства во время их визита в Ставропольский край.
В конечном итоге в проб-лемном регионе партия власти получила достойный результат — примерно 49% голосов избирателей. Что для нас не стало сюрпризом, поскольку газета «Труд» пристально наблюдала за избирательной кампанией в Ставропольском крае. Игорь Иванович не делал ничего особенного — встречался с людьми и не отделывался общими словами, а оказывал реальную помощь. Так было, например, с возобновлением строительства жилого дома и больницы в Буденновске. И наши корреспонденты убеждались в том, что конкретные дела служат лучшей агитацией.