В понедельник в Москве чуть было не повторилась «Манежка», а вчера москвичи будоражили социальные сети информацией о вводе в город военных колонн и чуть ли не танков. Так видят Москву из регионов коллеги и знакомые, участливо спрашивая, не начинается ли очередной путч.
Но военные колонны оказались всего лишь солдатиками Внутренних войск, которых в столицу нередко привозят и при более спокойной политической обстановке (на футбольные матчи, например). А у памятника Грибоедову впервые за последние
А за несколько часов до этого президент Дмитрий Медведев в Горках подвел со своими сторонниками итоги выборов в Думу. Предложил вернуть графу «против всех», одномандатные округа.
При чем тут Медведев? Ну, просто если бы в Горки позвали не сторонников «Единой России» и президента (ну правда — это одни и те же лица почти на всех подобных встречах), а «почти средний класс» с айпадами, то они не пошли бы вслед за Навальным и Яшиным на Чистые пруды.
Да они по сути и не пошли за ними. Ведь как только прозвучал призыв идти к Лубянке, толпа рассеялась. Хорошо одетые люди с айпадами — это не пролетариат, они не хотят терять свои золотые цепочки и гаджеты. Просто в России все больше людей, которые хотят быть услышанными властью. Если она, эта власть, не пускает народ в кабинеты, народ пытается докричаться до нее на улицах.
Но политический запал околосреднего класса напоминает поведение пятилетнего ребенка: сейчас он плачет, а через минуту уже смеется и обнимает родителей. Это довольно зыбкий фундамент для серьезного оппозиционного движения. В понедельник, когда подвели итоги выборов, он был. А через неделю, когда надо будет думать, какую икру ставить на новогодний стол, он уже пропадет. Ведь икру надо на
Кроме того, этот класс исповедует другие ценности. «У них ориентация на индивидуальный успех, что мешает объединяться для общего дела, — рассказывает „Труду“ заместитель директора Института
Об отсутствии лидерства говорит и Яков Костюковский из Социологического института РАН, специалист по девиантному поведению. «Люди устали от власти, затаили обиду за то, что их держат за дураков, — говорит он „Труду“. — Но они не понимают, за кого голосовать. За Навального? Все может быть. Он как раз занимается слишком благодарным делом — борется с коррупцией».
Вместе с тем, отмечает Локосов, он и его коллеги фиксируют рост в российском обществе протестных настроений. Это выражается в том числе в том, что у населения слабеет надежда на государство, все рассчитывают только на себя. Однако пресловутый средний класс и здесь остался вне игры. «Он не ощущает себя единым слоем общества, именно поэтому в нем очень слабы тенденции к самоорганизации», — полагает Локосов.
Но сейчас протест населения сдерживается предстоящими выборами президента. «Митинги к марту станут более частыми. Но порыв населения сдерживает надежда, что власть одумается», — уверен Локосов. Но вот что будет после 4 марта, эксперты боятся предсказать. Все будет зависеть от Владимира Путина.