Дело о креслах

Ространснадзор запретил эксплуатацию вагонов, которые использовались в «Невском экспрессе»

История с крушением «Невского экспресса» обрастает новыми подробностями. Вчера в Подмосковье были задержаны три человека, которые, по мнению следователей, могут быть причастны к подрыву поезда. А Ространснадзор запретил эксплуатацию вагонов, которые использовались в «Невском экспрессе», так как эксперты признали их травмоопасными.

По кавказскому следу

Как стало известно «Труду», в конце минувшей недели в подмосковном Солнечногорске местный отряд ОМОНа нагрянул в квартиру уроженца Азербайджана Заура Гулиева, где обнаружил гостивших у него двух чеченцев — братьев Амирхановых. Всех троих оперативники отвезли в один из следственных изоляторов Москвы, где в течение нескольких часов проверяли на причастность к подрыву «Невского экспресса». Следователи надеются, что задержанные кавказцы смогут помочь им выйти на след русского ваххабита Павла Косолапова, который считается организатором предыдущего подрыва «Невского экспресса» в августе 2007 года.

Напомним, что версия о том, что оба теракта имеют северокавказские корни и тесно связаны между собой, является сейчас у следствия основной. «Это были акции-близнецы, за которыми стоят люди, хорошо знакомые со взрывным делом», — заявил «Труду» президент ассоциации подразделений антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров.

Железо дало сбой

Между тем судебно-медицинская экспертиза установила, что пассажиров «Невского экспресса» убил не сам взрыв, эпицентр которого находился под локомотивом, а оторвавшиеся и разлетевшиеся по вагонам кресла. Ни у кого из погибших не зафиксировано ожогов, но у всех имелись несовместимые с жизнью механические травмы. Эксперты пришли к выводу, что причиной схода с рельсов трех концевых вагонов стало экстренное торможение мчавшегося на скорости 190 км/ч поезда (при этом машинист действовал строго по инструкции). В перевернувшихся вагонах, особенно последнем, который ударился о бетонный столб электропередачи и рухнул с откоса, практически все кресла при экстренном торможении сорвались с креплений, вместе с людьми их спрессовало в передней части вагона, и уцелеть в этой мешанине не было никаких шансов.

Эксперты считают, что в августе 2007 года, когда «Невский экспресс» подорвали в первый раз, без жертв обошлось лишь потому, что все вагоны состава были оборудованы отечественными стальными и прочно скрепленными с полом креслами. Ни одно из них тогда с места не сорвало. Но впоследствии на Тверском вагоностроительном заводе старые кресла в вагонах «Невского экспресса» заменили на более легкие алюминиевые, немецкого производства. Они, как полагают специалисты, и не выдержали перегрузок при теракте 27 ноября 2009 года.

В результате Генпрокуратура РФ начала проверку законности выдачи сертификатов соответствия на пассажирские вагоны, используемые в скоростных поездах, а Ространснадзор запретил ОАО «РЖД» эксплуатировать вагоны серии 61-41-92, которые были только у «Невского экспресса».

С прошлой субботы все новые вагоны поезда уже не сидячие, а обычного купейного типа. В официальном заявлении РЖД говорится, что замена произведена в связи «с желанием компании обеспечить моральное спокойствие пассажиров». Но при этом в железнодорожном ведомстве утверждают, что и вагоны с алюминиевыми креслами «соответствовали требованиям безопасности жизни и здоровья граждан» и имели все положенные сертификаты безопасности.

Между тем, как рассказал «Труду» один из экспертов по железнодорожному транспорту, материал пассажирских кресел, страна их производства и крепление в случае их использования в скоростных поездах практически ничего не значат.

«Когда поезд резко тормозит на скорости 190 км/ч, вес пассажира увеличивается в три-четыре раза, и никакое крепление кресел не выдержит», — заявил инженер.